Законопроекты о коллаборационизме есть. Осталось определить, что такое коллаборационизм

📅 02.03.2021    🕐 14:50

С начала российско-украинской войны это уже шестая попытка на законодательном уровне установить наказание для пособников страны-агрессора
Где грань между вынужденным сотрудничеством с врагом, а где сотрудничество из корыстных намерений? В течение семи лет российской агрессии против Украины вопрос о необходимости принятия закона о коллаборационизме обсуждался не раз. Но так и не был решен. Теперь же имеем ассортимент сразу из трех законопроектов, которые должны расставить точки над «i». Первый проект - 5135 - авторства депутатов фракции «Европейская солидарность», два других - 5143 и 5144 - «Слуга народа».

На этот раз, считают политологи, у документа гораздо больше шансов стать законом. Будем надеяться, что народные избранники не просто затеяли очередную «игру в патриотов» ради рейтингов. И что после пяти предыдущих неудачных попыток многолетняя дискуссия о том, кого считать предателем интересов Родины и как от них защищаться, наконец перейдет в практическую плоскость.

Итак, что известно о содержании законодательных инициатив о коллаборационистах.

ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД «КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМОМ»

Проект «Евросолидарности» (5135) определяет понятие «коллаборационизм» как умышленное и добровольное сотрудничество гражданина Украины с государством-агрессором или ее представителями в любой форме, в интересах государства-агрессора и в ущерб национальной безопасности Украины или ее союзников.

Формами коллаборационизма признаны:

  • участие в вооруженном конфликте на стороне государства-агрессора;
  • публичные призывы, направленные на поддержку или сотрудничество с государством-агрессором и/или оккупационной властью;
  • организация и проведение под контролем государства-агрессора выборов, референдумов и других форм волеизъявления граждан на временно оккупированных территориях;
  • организация массовых мероприятий политического характера в рамках сотрудничества с государством-агрессором;
  • неоднократное размещение в сети Интернет призывов к поддержке государства-агрессора;
  • вступление в должность в органах, самопровозглашенных или созданных государством-агрессором;
  • передача материальных и нематериальных ресурсов регулярным войскам государства-агрессора;
  • организация и участие в проведении информационных кампаний, направленных на обеспечение поддержки государства-агрессора.

В проекте «Слуг народа» (5144) коллаборационизм - это содействие отдельными гражданами или юридическими лицами государств-агрессору в осуществлении агрессивных действий, развертывании вооруженного конфликта против Украины, включая поддержку вооруженных формирований и оккупационных администраций государств-агрессора и другие действия.

В частности, такой деятельностью будут признаваться:

  • публичное отрицание вооруженной агрессии РФ и ее марионеточных образований против Украины;
  • публичная поддержка действий РФ и ее марионеточных образований по оккупации украинской территории и сотрудничество с ними, непризнание украинского суверенитета над Крымом, Донецкой и Луганской областями;
  • добровольная работа в оккупационных администрациях РФ, особенно в «судебных» и «правоохранительных» структурах;
  • пропаганда вооруженной агрессии РФ, легитимизация ее действий в учебных заведениях любой формы собственности;
  • материальная поддержка вооруженных формирований РФ, любую форму сотрудничества с ними;
  • организация или участие в публичных мероприятиях, информационная деятельность, направленная на поддержку российской оккупации и подконтрольных ей марионеточных образований, отбеливание их деятельности.

Проект 5143 дополняет предыдущий в части ограничения доступа к выполнению отдельных функций, связанных с проведением выборов всех уровней, а также доступа к военной службе и допуска к государственной тайне для лиц, сотрудничавших с государством-агрессором, его оккупационной администрацией и/или ее вооруженными или военизированными формированиями.

Кроме того, документ устанавливает дополнительные правовые основания для ликвидации политических партий, общественных, благотворительных или религиозных организаций, профессиональных союзов и общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы, уполномоченные лица которых осуществляли такое сотрудничество.

КАКАЯ ГРОЗИТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За коллаборационизм депутаты от обеих фракций предлагают давать такой ассортимент наказаний (в зависимости от тяжести деяний и их последствий):

  • запрет занимать должности на срок от 10 до 15 лет;
  • арест;
  • конфискация имущества;
  • исправительные работы;
  • лишение свободы на срок от 10 до 15 лет (в законопроекте «ЕС» - от 3 до 15 лет);
  • пожизненное заключение (если действия пособника врага привели к гибели людей или иным тяжким последствиям).

НЮАНСЫ И ВОПРОСЫ: ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ЗАКОНОПРОЕКТОВ

По мнению юриста Геннадия Дубова, формулировки в документах прописаны размыто, в результате чего появляется вероятность, что деятельность многих жителей захваченных пока территорий могут расценить как коллаборационизм. «Абсолютно «резиновые» формулировки. С такими формулировками из тех, кто сегодня находится на территории так называемых ОРДЛО, процентов 50 и более подпадают под это определение в различных частях», - отметил юрист.

При реализации законов может возникнуть множество проблем, которые сразу заметить сложно, но в каком-то процессе они могут дать неожиданный эффект. Например, прописано, что публичное отрицание суверенитета Украины над Донецкой и Луганской областью является преступлением. Однако пока нельзя сказать, что Киев в полноценном режиме осуществляет свою власть над этими территориями. То есть, о каком именно суверенитет идет речь?

«Можем ли мы сегодня сказать, что на этих территориях Украины может осуществлять соответствующие властные полномочия? Очевидно, что нет. Поэтому говорить о полном распространения суверенитета на эти территории в юридическом плане мы не можем, тогда как территория Луганской и Донецкой областей - это территория Украины», - сказал Дубов.

Юрист считает, что в законопроектах есть еще много спорных моментов, которые сложно трактовать с правовой точки зрения. Скажем, уголовная ответственность за реализацию образовательных стандартов государства-агрессора в учреждениях. «Детские сады в Донецке руководствуются российскими программами, то есть все нянечки и воспитательницы детских садов также выходят преступниками, целесообразна ли такая формулировка?» - добавил господин Дубов, подчеркнув, что такие ситуации могут привести к злоупотреблениям, а вот урегулировать ряд проблем - не помогут.

Политолог, эксперт аналитической группы «Левиафан» Николай Мельник дополнил коллегу. В частности, он обратил внимание на то, что оба законопроекта частично дублируют положения ст.111 УК Украины «Государственная измена».

«Коллаборационизм» - это сотрудничество с врагом. В более узком смысле - это сотрудничество с оккупантом на оккупированной территории. В мире существует простая формула: либо сотрудничество с врагом в любой форме приравнивается к госизмене, или «коллаборационизм» трактуется в узком смысле. Иначе возникает коллизия, - комментирует политический эксперт.

В случае Украины, продолжает он, оба законопроекта допускают такую коллизию. В случае принятия их в предложенной редакции это может привести к пересмотру дел преступников, которые уже были осуждены по ст.111 УК Украины. «И этим, конечно, воспользуются. Ведь ответственность за госизмену начинается от 10 лет лишения свободы, а коллаборационизм в редакция одного из законопроектов предусматривает ответственность от трех лет лишения свободы», - отмечает Мельник.

Политический эксперт Александр Солонтай не исключает, что законопроект о колаборационизме будет касаться не только украинских политиков, которые, скажем, ездят сейчас в Россию о чем-то договариваться, но и простых людей. «Представим себе, что у вас дедушка или бабушка, родственники, живут на территории «ДНР» или «ЛНР», или в России, есть какие-то семейные дела, и вы туда поехали, например, на похороны или свадьбу. А на той свадьбе, похоронах, крестинах, на какой семейной события, были люди из спецслужб, они вообще какие-то родственники в третьем колене. И вы возвращаетесь сюда, а вас обвиняют в том, что вы работаете на врага. И действительно - на фотографиях в Facebook, Instagram видно все. То ли вы коллаборационист, враг государства, то ли просто на свадьбу поехали?», - привел пример эксперт.

Следовательно, документ должен четко установить, какие случаи можно считать сотрудничеством с врагом, а какие нет. «Закон должен защитить обычных граждан от нелепых обвинений и помочь спецслужбам эффективно бороться с теми, кто действительно работает на врагов Украины», - добавил Александр Солонтай.

Похожее мнение высказал политолог Владимир Фесенко. «За сотрудничество с оккупантами нужно привлекать к ответственности. Но надо четко определить категории людей, которые могут быть наказаны за коллаборационизм», - говорит политолог.

Это никоим образом не должно касаться рядовых граждан, которые были вынуждены работать под давлением определенных обстоятельств, вроде насилия, угрозы и т.п. «В конце концов, это же касается и отдельных «должностных лиц» с этих территорий. Думаю, здесь нужно действовать крайне осторожно. В принципе часть из них готовы принять реинтеграцию, проводились также соответствующие опросы. Но если они будут чувствовать, что могут стать объектами каких-то репрессий, то будут категорически против. Еще раз повторяю, следует избегать широкого толкования термина «коллаборационизм», - отмечает политолог.

Со своей стороны, юрист-международник Борис Бабин говорит, что принципиальных возражений эти законопроекты у него не вызывают: «Международных обязательств Украины они не нарушают».

При этом он добавил, что считает целесообразным не уголовное, а административное наказание за отрицание оккупации и российской агрессии, с возможностью последующего ограничения наказанного лица в определенных правах. «Это не только гуманнее, чем предложенное уголовное наказание, но и значительно эффективнее», - считает юрист.

Кроме того, отметил Бабин, следует установить ситуации освобождения от ответственности, при определенных условиях, для «должностных лиц» оккупационных администраций, которые выполняют на оккупированных территориях гуманитарные функции. «Речь идет о лекарственных, спасательных, противопожарных, ветеринарных и подобных учреждениях», - убежден Борис Бабин.


Главные новости

2001 — 2024 © ForUm.