Правила Вселенских Соборов, которыми Константинополь обосновывает свои притязания на исключительную власть в Церкви, ограничивают его вмешательство в дела других епархий.
Как сообщает Центр информации УПЦ, об этом ректор КДАиС епископ Сильвестр (Стойчев) рассказал в интервью порталу «Православная жизнь».
Есть два правила Вселенских Соборов, на которые ссылаются при попытке оправдать амбиции Константинопольского патриарха на первенство в Православной Церкви. Это 3-е правило II Вселенского Собора и 28-е правило IV Вселенского Собора.
Оба правила выделяют Константинопольскую кафедру из-за возросшего политического значения самого города, в котором теперь место «царя и сената», но не дают Фанару какой-то особенной власти в Церкви, подчеркнул епископ Сильвестр.
«Как видно из этих правил, статус и полномочия епископа Константинополя в древности были связаны с политическим значением Константинополя как новой столицы, – сказал он. – Не с древностью кафедры, не с апостольским происхождением и тем более не с Божественным правом, а лишь с тем, что это город царя и сената».
28-е правило Халкидонского Собора разрешает Константинопольскому епископу поставлять митрополитов в некоторых соседних областях. Но он и до этого пытался расширить свою власть, так как имел в подчинении только столицу.
«Данное правило не только выделяет Константинопольскому епископу церковную область, но и ограничивает его вмешательство в дела других диоцезов. Именно так понимают это правило и византийские толкователи», – подчеркнул епископ Сильвестр.
«Давайте еще раз вспомним – Константинополя не существует. Есть Стамбул. Греки мифологизировали Константинополь, сделав его этаким Китеж-градом на греческий манер. Константинополь – это город-память, город-миф, город-призрак и город-мечта. Мечта о былом статусе, блеске и величии православной империи. Как говорил один автор: “Греки живут так, как будто бы не слышали о падении Константинополя”», – заключил владыка.