В Украине начались конфликты вокруг переходов церквей в новосозданную ПЦУ. Этот процесс был предсказуем. Он стартовал после предоставления Томоса об автокефалии, с которым Петр Порошенко сейчас катается по Украине.
Фото: В селе на Волыни идет конфликт вокруг местного храма / Олег Точинский
Конфликты начались с небольших сельских приходов, которые далеки от внимания СМИ, и где прихожане в общем-то беззащитны перед лицом националистического актива. И где ситуация усугубляется тем, что в селах как правило одна церковь. И ее захват лишает многих возможности вообще посещать храм, сообщает «Страна».
Ползучий «отжим» сельских церквей начался в Украине далеко не вчера. То и дело возникали конфликты, когда «Правый сектор» или «Свобода» - при попустительстве властей - помогали Киевскому патриархату отбирать храмы УПЦ.
Однако на период торгов за Томос – лето и осень 2018 года – видимо, пошла команда захваты прекратить. Чтобы не дать повода сторонникам автокефалии скомпрометировать патриарха Варфоломея. Ведь ему стоило немалых трудов убедить даже собственный синод пойти на конфронтацию с РПЦ из-за Украины.
Но как только Томос был получен, старая история начала повторяться: в селах начались захваты церквей. А чтобы этот процесс облегчить и развернуть по всей Украине, Рада готовится в ближайшее время принять закон о «церковном рейдерстве».
На Волыни в церковь не пустили епископа
Судя по инциденту на Волыни – после Томоса исполнительная власть уже открыто вмешивается в дела церквей и в нарушение Конституции за ПЦУ. Причем попытки захвата происходят прямо во время божественной литургии - что в общем-то говорит о «православии» тех, кто это делает.
В селе Красноволя Маневичского района, в Свято-Михайловский храм не пустили Волынского епископа УПЦ МП Нафанаила. Об этом в Facebook с неприкрытым торжеством сообщил председатель Маневичской райгосадминистрации Андрей Линдюк.
«Сегодня в село Красноволя, громада которого провела процедуру перехода в Православную Церковь Украины, приехал епископ Волынский УПЦ МП (РПЦ) Нафанаил с другими священниками, я так понимаю, чтобы показать, что никакого перехода нет. Но в храм местные жители не допустили. Следовательно, последняя попытка оставить громаду в Русской православной церкви не удалась!», - написал Линдюк.
Линдюк при этом на всякий случай добавил, что уважает все конфессии, которые есть на территории района, и в рамках законов Украины будет обеспечивать каждому соблюдение прав и свобод.
В УПЦ дали свою версию событий. По его словам, 13 января сторонники ПЦУ в селе Красноволя помешали совершить литургию, которую планировал возглавить сам епископ Волынский и Луцкий Нафанаил.
«Активисты перекрыли вход в местный Свято-Михайловский храм, помешав зайти внутрь даже настоятелю общины - протоиерею Андрею Геналюку. Священник в то время начал совершать проскомидию, однако вышел на улицу, услышав шум. Внутрь отец Андрей попал лишь позже, под сопровождением сельского головы и местного декана от Киевского патриархата», - написал в Facebook спикер Волынской епархии Олег Точинский.
По словам настоятеля общины, активисты были настроены резать замки на дверях храма. Однако, оказав давление на отца Андрея, агрессивно настроенные люди отобрали у священника ключи от дверей.
После долгих дискуссий, компромисс так и не удалось найти. Со стороны сторонников ПЦУ звучали оскорбления и угрозы в адрес духовенства и верующих УПЦ. В итоге на дверях храма поменяли замки, а богослужение так и не провели. Духовенство и верующие УПЦ, которые пришли на молитву, были вынуждены ехать в соседнее село, где в местном храме им таки удалось помолиться на воскресной литургии.
На место происшествия прибыло несколько экипажей полиции. Правоохранители приняли заявление от настоятеля храма.
Под Житомиром отправили в больницу священника, храм опечатали
11 января сторонники ПЦУ провели сборы и опечатали храм в селе Ворсовка, Житомирской области. Их поддержал сельсовет и активисты из «Свободы». После сборов о переходе в ПЦУ Свято-Николаевский сельский храм опечатали, а его настоятель оказался в больнице с гипертоническим кризисом.
Свято-Николаевская церковь в Ворсовке является памятником архитектуры середины XIX века. Ему 340 лет. Здесь сохранились старинные иконы, среди которых – образ святого благоверного Александра Невского (начало 1860-х годов). Однокупольная церковь с колокольней над входом была построена в 1850 году на берегу реки Возня.
По данным журналистов, 11 января на сборы села прибыла группа поддержки из «Свободы», многие из которых никогда в этот храм не ходили. После заявлений и «церкви страны-агрессора», на собрании, по свидетельству очевидцев, возник конфликт. Сторонники ПЦУ решили забрать имущество, принадлежащее общине храма, а на все возражения настоятеля, протоиерея Василия, отвечали криками. После общения с агрессивными активистами священника госпитализировали с гипертоническим кризисом.
Возле храма перепалка продолжилась. Как сообщает «Перший Козацький», община УПЦ не пустила толпу в храм. На месте дежурила полиция, которая препятствовала столкновениям. Глава сельсовета настоял на том, чтобы опечатать церковь - чтобы «московские попы не вывезли никаких ценностей».
По данным журналистов, одного из священнослужителей пригласили на беседу в СБУ.
В воскресенье, 13 января, верующие УПЦ провели молебен под открытым небом – у стен своего храма, который по-прежнему закрыт.
Оба случая - на Волыни и на Житомирщине - уже комментируют в соцсетях.
«Только за эти выходные два эпизода. Далеко не первые. И очевидно, далеко не последние. Село Красноволя на Волыни и Ворсовка на Житомирщине. И там, и там слезы верующих. Простых и беззащитных женщин, детей, стариков. Которые, в отличие от экзальтированной толпы и разогретых мордоворотов, ходят (или ходили) в эти храмы на каждую службу. На все праздники. Не колбасу с самогоном раз в год освятить на Пасху, а для молитвы. Постоянной, тихой, незлобивой. Молитвы о мире и спасении всех нас, без различий на политические окрасы и мировоззренческие маркеры.
И в это же время мы слышим аккомпанемент гастрольного тура: - «За вуха в нову церкву ніхто нікого тягнути не буде – ні влада, ні священики! … Я як президент і гарант Конституції буду захищати їх (верующих УПЦ – авт.) вибір».
Одни - в снегу, продуваемые ветром, возле простых сельских храмов. Другой - на высокой и нафаршированной дорогой техникой сцене. Одни бедные, безоружные и гонимые за Христа. Другой обезумевший от власти и денег, с дивизией охраны и спутавший должность президента с угаром рок-звезды.
«Каждый раз, когда я слышу из уст гаранта слово «томос» мне все больше и больше слышится имя Томас. И фамилия этого Томаса – Торквемада. Почти уверен, что тот Томас также свято верил, что служит Христу и Его Церкви. Только вот история уготовала ему совершенно другую славу. А десятки тысяч замученных в застенках инквизиции составили ему превосходный бэкграунд для суда Божьего», - пишет блогер Юрий Молчанов.
«Пока договорились, что захвата не будет». Под Тернополем поделили храм
А в Тернопольской области прихожане договорились пользоваться сельским храмом по очереди. Поочередные службы начались 13 января в Свято-Преображенском храме в селе Гнездичное Збаражского района, сообщает Союз православных журналистов.
На данный момент острого конфликта в селе нет, численно община УПЦ и сторонники перехода в ПЦУ примерно равны. Односельчане пока договорились служить по очереди: утром в храм зайдет община УПЦ с настоятелем, секретарем Тернопольской епархии протоиереем Стефаном Баланом, после них будут служить сторонники ПЦУ.
При этом к захвату верующие УПЦ на всякий случай готовятся. На место скопления верующих даже прибыла полиция.
«Пока что нам удалось договориться, что захвата храма не будет. После нашей службы они планируют привезти в село архиерея ПЦУ, бывшего архиепископа УПЦ КП Нестора. Мы надеемся, что конфликт не будет развиваться; сегодня на нашей стороне было около 50 прихожан общины УПЦ, оппоненты собрали чуть более 70 тех, кто пришел к храму», – рассказал отец Стефан.
По его словам, разделить имущество община не может, дополнительного помещения, куда могла бы уйти одна из сторон, в селе нет. Перед тем, как заявить свои претензии на храм, сторонники ПЦУ собрали в Гнездичном подписи в свою поддержку – по их словам, около 400. В целом жители села настроены равнодушно, точно так же они подписались и в поддержку общины УПЦ, поскольку ничего не имеют против священника: протоиерей Стефан, только обойдя треть села собрал около 150 подписей.
Пока местные власти не обостряют конфликт. В общине УПЦ отмечают, что оппоненты, аргументируя за «переход», транслируют пропаганду, которой в последние годы их непрерывно обрабатывают СМИ.
Сколько приходов на самом деле идут в ПЦУ
Сообщения о переходах в автокефальную церковь начали появляться еще до вручения Томоса. По данным Религиозно-информационной службы Украины, которая открыто поддерживает ПЦУ, на 13 января из УПЦ вышли 52 общины. Из них почти 40% - это переходы в Винницкой области, чей митрополит Симеон стал членом синода ПЦУ.
Остальные церковные миграции касаются пяти областей: Волынской (3), Львовской (5), Хмельницкой (8, из которых шесть - под контролем одного священника), Черкасской (5), Черновицкой (3).
Во всей Левобережной Украине перешел один приход (Днепропетровская область), во всей южной - два (Николаевская и Одесская области). В Житомирской пока также перешел один приход, в Киеве - два, а вот в Киевской области пока ни одного.
То есть пока, прямо скажем, массового бегства священников и верующих в новую церковь не наблюдается.
Потому, видимо, власти с националистами и пытаются «ускорить» процесс силовыми методами.
И ситуация в этом плане может существенно ухудшиться после принятия второго пакета антицерковных законов. Спикер парламента Андрей Парубий обещал уже на этой неделе принять законопроект о «церковном рейдерстве».
Так называют этот документ его критики. Закон облегчает переход общин из одной церкви в другую. Если его примут, то участвовать в сборах прихожан, решающих, переходить ли в ПЦУ смогут не только члены местной общины, но и кто угодно. А это означает, что любую церковь можно будет отнять, прислав автобус «церковных титушек».