20 июля 2016 года в центре Киева в результате взрыва автомобиля погиб известный журналист Павел Шеремет.
В день публикации этой статьи украинские правоохранительные органы не смогли назвать ни заказчиков убийства журналиста, ни его исполнителей.
В конце июня генеральный прокурор Украины Юрий Луценко признал, что в расследовании нет «серьезного прогресса», а на прошлой неделе международная организация Комитет защиты журналистов (CPJ) призвала украинские власти привлечь к следствию иностранных экспертов.
Попробуем подытожить имеющуюся на данный момент в открытых источниках информацию о расследовании убийства Павла Шеремета.
День убийства
В среду, 20 июля прошлого года, около 7:45 утра в центре Киева на пересечении улиц Франко и Хмельницкого прогремел взрыв.
Взорвался красный Subaru, в салоне которого находился человек. Когда его вытащили из машины, он был еще жив, однако травмы, полученные им в результате взрыва, были настолько тяжелыми, что он умер в карете скорой помощи.
Уже через считанные минуты после взрыва СМИ сообщили: погиб известный украинский, белорусский и российский журналист Павел Шеремет, который в течение последних пяти лет проживал в Киеве.
Правоохранители заявили, что машину, в которой ехал Павел Шеремет, взорвали с помощью самодельного взрывного устройства
Президент Петр Порошенко выразил соболезнования родным и близким погибшего и собрал в своей администрации совещание глав силовых ведомств Украины, по итогам которой решили создать оперативную группу - с сотрудниками полиции и Службы безопасности.
Позже стало известно, что к расследованию будут привлечены иностранные следователи - в частности, представители ФБР.
Посольство США, посол ЕС в Киеве и представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова в течение первых часов после взрыва призвали украинскую власть полностью расследовать убийство журналиста и наказать виновных.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков напомнил, что погибший имел российское гражданство, и заявил, что его убийство является «поводом для серьезного беспокойства в Кремле».
Вечером того же дня несколько сотен человек приняли участие в акции памяти Павла Шеремета на Майдане Независимости в центре Киева.
Первые версии
Уже в день взрыва советник председателя Службы безопасности Украины Юрий Тандит назвал четыре основных версии, которые отрабатываются следователями.
Первая из них - профессиональная деятельность погибшего. Павел Шеремет сотрудничал с несколькими украинскими СМИ. В своих статьях и публичных выступлениях остро критиковал белорусскую и российскую власть.
Второй версией, по словам Тандита, были неприязнь в отношениях или личные мотивы.
Третья версия - «российский след» якобы с целью дестабилизации ситуации в Украине - нашла немало сторонников в социальных сетях непосредственно после убийства.
Ее сторонники обращали внимание на то, что взрыв, который убил Шеремета, произошел накануне многотысячного крестного хода, запланированного на 27 июля прошлого года православной церковью московского патриархата в центре Киева.
Украинские силовики заявляли о том, что массовое скопление верующих может стать удобной мишенью для разного рода провокаций.
Наконец, четвертой версии Юрий Тандит назвал покушение на Елену Притулу, гражданскую жену Павла Шеремета, руководительницу влиятельного интернет-издания «Украинская правда». Именно ей принадлежал автомобиль, который взорвался.
Эту версию косвенно подтверждало поручение Петра Порошенко предоставить Притуле государственную охрану в день убийства Шеремета.
Через несколько дней генеральный прокурор Юрий Луценко заявил, что следствие определилось с ключевой версией убийства журналиста.
«Следствие рассматривает все версии, но ключевой считается месть за профессиональную деятельность Павла», - сказал он.
Фанатики и Троян
Впрочем, звучали и другие версии убийства журналиста.
«(Убить Шеремета могли) фанатики, которые могли прийти и с оккупированных территорий, или откуда угодно, они, например, могли воспринимать Шеремета как предателя. Это может быть какая-то личная месть. Фанатик - это особая категория - самое страшное оружие», - заявил заместитель руководителя Национальной полиции Украины Вадим Троян.
Фамилия самого Трояна тоже звучала в контексте расследования этого убийства.
Дело в том, что Павел Шеремет и Елена Притула в конце 2015 обращались в правоохранительные органы о слежке, которая якобы велась за ними.
Вскоре после убийства журналиста в некоторых украинских СМИ появились публикации, в которых инициатором возможного наблюдения за Шереметом называли именно Трояна.
Несмотря на то, что источники данных не принадлежали к респектабельным информагентствам, МВД провело по этому поводу специальную служебную проверку и заявило, что эта информация не подтвердилась.
Позже с заявлением о непричастности к слежке за журналистами «Украинской правды» выступила и Служба безопасности Украины.
Мужчина и женщина
Расследование дела об убийстве Шеремета с первых дней находилось в фокусе украинских СМИ.
Следователи не слишком активно делились с журналистами его подробностями, ссылаясь на тайну следствия.
Однако уже через день после взрыва интернет-издание «Обозреватель» опубликовало видеонарезку записей камер наблюдения возле дома, в котором жил Павел Шеремет.
На нечетком видео фигурировали мужчина и женщина. Причем женщина на записи, говорилось в комментарии к нему, физически закладывала взрывчатку под днище автомобиля.
Сначала правоохранители говорили, что публикация этих видео навредила следствию, однако уже через несколько дней полиция распространила еще одну нарезку видео, уже лучшего качества.
Сейчас следователи заявляют: записи камер наблюдения в ночь перед убийством позволяют предполагать, что взрывчатку под водительское сидение около 2:40 ночи накануне взрыва закладывала женщина, которая действовала совместно с мужчиной.
В полиции также говорят, что на записях камер видеонаблюдения возле дома Шеремета в течение нескольких дней перед его убийством заметны люди, которые вели себя «атипично»: «следили за тем, что происходит, вели фото- видеофиксацию», возможно, готовясь к преступлению.
Фотороботы подозреваемых в убийстве Павла Шеремета до сих пор не обнародованы. В полиции заявляют, что по этому поводу есть собственные соображения.
«Когда мы опубликуем фоторобот убийц, это будет означать, что мы в тупике», - заявил в феврале этого года министр внутренних дел Украины Арсен Аваков.
Отчитываясь о состоянии расследования в начале этого года, министр рассказал, что незадолго до смерти Павел Шеремет посещал Москву, где общался с бывшим министром доходов и сборов Украины Александром Клименко, а также поговорил с российским оппозиционером Владимиром Кара-Мурза.
По словам Авакова, следствие не исключало, что Шеремет стал жертвой «заказного политического убийства, заказ на который поступило именно из РФ».
«Нет прогресса»
В феврале этого года следователи отчитались о проделанной работе: в рамках расследования дела об убийстве Шеремета они допросили более 1800 человек, получили более 400 разрешений на доступ к информации мобильных операторов к почти 19 тысячами абонентских номеров.
Кроме того, в распоряжении следствия было более 150 терабайт информации с камер наблюдения.
Однако обнародованный в мае этого года фильм - журналистское расследование проекта «Слідство.Инфо» и Центра по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) «Убийство Павла» поставил перед обществом ряд вопросов о качестве официального следствия.
Авторам фильма удалось получить доступ к видеозаписям камер наблюдения, которых не было в распоряжении следователей.
Кроме того, они пообщались с людьми, которые в ночь накануне убийства находились вблизи автомобиля Павла Шеремета, и к которым у следствия на тот момент не возникло вопросов - в том числе с бывшим сотрудником украинской спецслужбы.
«Я ждал больших результатов и не доволен, что у нас до сих пор нет убийцы, он не привлечен к ответственности», - признал после выхода этого фильма на экраны Президент Украины Петр Порошенко.
В июне этого года отсутствие серьезного прогресса в расследовании убийства Павла Шеремета признал генеральный прокурор Юрий Луценко.
Об этом же говорится в отчете международного Комитета защиты журналистов (CPJ) о расследовании убийства, опубликованном в июле.
«Украинская власть заявляет, что она настроена на раскрытие убийства Павла Шеремета, но не предлагает никаких очевидных доказательств в поддержку своей основной версии расследования - российского следа ... Те, кто следит за ходом расследования, опасаются, что власти, вероятно, не в полной мере изучают версию о возможном украинском следе», - констатирует отчет.
Авторы документа рекомендуют украинской власти привлечь к расследованию убийства Павла Шеремета независимых международных следователей, которые могли бы обеспечить «тщательное изучение каждого мотива и совершение правосудия».
На прошлой неделе на встрече с представителями CPJ и родными Павла Шеремета, Президент Украины Петр Порошенко заявил, что правоохранительные органы должны в ближайшее время публично отчитаться о результатах следствия.