В июне 2017 года потребительская инфляция ожидаемо ускорилась и составила 15,6% в годовом измерении (13,5% в мае). За месяц индекс потребительских цен вырос на 1,6%. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Государственной службой статистики Украины, сообщает пресс-служба Национального банка Украины.
«Фактическая инфляция оказалась выше оценки Нацбанка. Это связано прежде всего с более быстрым, чем ожидалось, ростом цен на сырые продукты питания, а также сохранением усиленного влияния административных факторов. В то же время фундаментальное инфляционное давление оставалось умеренным, в целом отвечая нашим ожиданиям», - заявили в НБУ.
Базовая инфляция в июне ускорилась до 6,8% г/г (в месячном измерении составила 0,2%). Ускорение базовой инфляции объясняется дальнейшим ростом тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий высокими темпами, а также влиянием вторичных эффектов от повышения цен на сырые продукты.
«Последние обусловили ускорение роста цен на продукты питания с высокой степенью обработки (до 8,4% г/г). Также ускорился рост цен на услуги, входящие в показатель базовой инфляции (услуги учреждений по охране здоровья, отдыха и культуры, ресторанов и гостиниц). Вместе с тем, снижение инфляционных ожиданий на фоне усиления курса гривни к доллару США удерживало цены на импортируемые товары практически неизменными и способствовало замедлению роста цен на одежду и обувь», - отметили в пресс-службе.
Рост цен на сырые продовольственные товары ожидаемо продолжил ускоряться, однако темпы роста (23,6% г/г и 7,2% г/г) превысили ожидания. Прежде всего ускорился рост цен на овощи и фрукты (в соответствии с 40,7% и 29,0% г/г). Кроме потери части урожая (в частности клубники) вследствие неблагоприятных погодных условий, динамика цен на плодоовощную продукцию продолжила отражать изменения методологии Гостата к расчету ИПЦ, введенные в начале 2017 года. В частности, если раньше одним из основных методов расчета цен на такую продукцию был метод средневзвешенных цен (когда цены на продукцию разных сезонов рассчитывались на долю их реализации), то теперь в разные периоды года регистрируются цены тех товаров, которые преобладают на рынке. Как следствие, изменилось отображение сезонного фактора для плодоовощной продукции – в частности цены будут ощутимо расти именно в те месяцы, когда появляется ранняя продукция (в том числе в мае-июне) или поступает продукция импортного происхождения. И наоборот, цены будут снижаться более существенно с массовым появлением продукции отечественного производства.
Кроме того, рост цен на мясо и молоко в годовом измерении продолжал ускоряться вследствие высших мировых цен и значительных объемов экспорта. Также в июне неожиданно возобновилось подорожание яиц на фоне постепенной отмены ограничений на экспорт продукции птицеводства в отдельные страны.
Рост цен и тарифов, регулируемых административно, ускорился до 28,8% г/г (выросли на 1,3% г/г). Это произошло прежде всего вследствие отражения остатка от повышения тарифов на холодную воду и водоотвод в мае. Также продолжалось ускорение роста цен на табачные изделия на фоне сохранения проблем с дистрибуцией. В то же время продолжал замедляться рост цен на алкогольные напитки.
Цены на топливо, как и ожидалось, замедлили рост до 11,5% г/г (снизились на 1,0% г/г) на фоне удешевления нефти в предыдущие месяцы и благоприятной ситуации на валютном рынке.
«Национальный банк ожидает, что значительная часть указанных эффектов будет нивелирована во второй половине года. Однако текущая динамика ИПЦ и его составляющих свидетельствует о дальнейшем усилении рисков для достижения цели по общей инфляции на конец 2017 года», - резюмировали в регуляторе.