В Украине один из самых высоких уровней теневой экономики в Европе: бизнес скрывает свои доходы, а зарплаты выплачиваются «в конвертах». В результате львиная часть «бюджетников» живет на «минималке», а Пенсионный фонд недополучает миллиарды гривен. Украинские эксперты уверены: детенизировать украинскую экономику можно только поборов коррупцию, а бизнес должен привыкать к новым условиям работы. Сайт»Сегодня.ua» выяснил, почему бизнес работает в тени и к каким последствиям это приводит.
60% предприятий платят зарплаты «в конвертах»
40% работающих украинцев официально получают минимальную зарплату,рассказывает министр соцполитики Андрей Рева. Среди них есть как те, кто действительно живет на «минималку», так и те, кто часть своей зарплаты получает «в конвертах». И вторых, судя по данным ГФС, значительно больше. Так, из всех предприятий, которые прошли проверку налоговиков, в 60% реальные зарплаты оказались значительно выше официальных. А это означает, что налогами облагалась только часть суммы.
С каждой зарплаты необходимо заплатить 41,5% налогов: 22% идет в Пенсионный фонд (ЕСВ), 18% в государственный бюджет (НДФЛ) и 1,5% военного сбора. В результате минимизации доходов Пенсионный фонд недополучает миллиарды гривен, а пенсионеры живут на самые низкие в Европе пенсии. Кроме того, в госбюджете нет средств, чтобы поднять зарплаты учителям, воспитателям, медикам. Так, ставка воспитателя в детском саду в регионах – 1600 гривен, врача – 1800 гривен, а учителя – 2100.
По итогам этого года дефицит в бюджете Пенсионного фонда достиг 145 миллиардов гривен. «Дыру» приходится компенсировать за счет государственного бюджета. «Эти деньги должны были быть направлены на развитие образования, на дороги, на медицину, на инфраструктуру», – уверен Андрей Рева.
В Горишних Плавнях Полтавской области находится одно из крупнейших в Украине текстильных производств. Сейчас здесь работают частники – у каждого свое небольшое предприятие, несколько швей и оборот до миллиона гривен. Большая часть предпринимателей реальные доходы скрывают, а швеям официально платят 1450 гривен – минимальную зарплату. По факту швеи зарабатывают до 5 тысяч гривен.
«Я спрашивала своих швей. Я готова платить белую зарплату, но вычитывать из нее налоги. Я спрашиваю у швеи: «Мы показываем, – (реальные зарплаты, – Авт.)?». Никто не соглашается. Ей с зарплатой в 4-5 тысяч гривен нужно прожить. Это не есть достойная зарплата, а зимой у нее до 2 тысяч «коммуналка», а у нее дети! Большая половина «разведенки», двое детей. Налоги-то они сами платят. А у нее же двое детей, она одиночка! Такая грустная арифметика», – поясняет собственница текстильного производства в Горишних Плавнях Алена.
Директор департамента налоговов и сборов с физических лиц ГФС Павел Дроняк уверен:украинцы, которые соглашаются получать зарплаты в «конвертах», лишают себя достойной пенсии в будущем. Так, как известно, размер пенсии зависит от размера заработной платы по отношению к средней зарплате по стране. Те, кто зарабатывает «минималку», рискуют на заслуженном отдыхе получить минимальную пенсию (на данный момент 1130 гривен).
Руководитель одного из крупнейших в Украине региональных бизнес-союзов Елена Еременко считает: единственный выход в сложившейся ситуации – снизить налоговую нагрузку. Бизнес действительно работает «в тени», однако другого выхода, по словам Елены Еременко, на данный момент нет.
Предприятиям приходится бороться за рынки сбыта. И чаще всего побеждает тот, у кого продукция дешевле. Один из самых простых способов снизить себестоимость производства – минимизировать доходы. Те, кто работает «в белую», проигрывают в конкуренции с «серым» бизнесом.
«Но даже если весь бизнес одновременно начнет работать «в белую», налоги будут переложены на себестоимость и будет другая проблема – покупательская способность низкая и если это не продукция первой необходимости, люди перестанут ее покупать. Уплата «в белую» всех налогов это уменьшение возможности внутренних инвестиций, не будет средств для расширения своего бизнеса. Это все замкнутый круг», – поясняет Елена Еременко.
Кроме того, как отмечает руководитель бизнес-союза, сами сотрудники заинтересованы в низком официальном доходе – это позволяет получать субсидии.
Бизнес жалуются: существовать можно только скрывая свои доходы, а эксперты говорят о борьбе с коррупцией
«Если я заплачу все налоги, придется уволить треть сотрудников или вообще закрыть контору», – рассказывает «Сегодня.ua» один из украинских предпринимателей. По данным статистики, по итогам первого квартала этого года тысячи украинских крупных и средних предприятий находятся в убытках. Доля убыточных предприятий при этом сократилась с 46,6% в 1 квартале 2015-го до 39,7% в 2016-м.
Как отмечают в Минэкономразвития, самый высокий показатель «тени» — в добывающей промышленности (62%), финансовом секторе (61%), перерабатывающей промышленности (58%). Бизнесмены пытаются снизить себестоимость своего продукта для того, чтобы быть конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Для того, чтобы не допустить убытки, бизнес сокращает свои расходы за счет налогов. Гендиректор аудиторской компании «Бейкер Тилли Украина» Александр Почкун считает, что в сложившейся ситуации просто снизить налоги – недостаточная мера. По словам эксперта,необходимо бороться с коррупцией и создать эффективные механизмы воздействия на бизнес.
«Это элемент доверия к государству, чем выше доверие к государству, тем ниже теневая экономика. Я не склонен связывать теневую экономику с вопросом выживания предприятий. На бизнес нужно воздействовать нормальными, цивилизованными механизмами контроля для того, чтобы бизнес понимал – что находиться в теневой зоне может быть дороже, чем находится на «свету», – рассказывает налоговый эксперт.
В то же время Елена Еременко уверена, что без снижения налоговой нагрузки малый и средний бизнес продолжит уходить в «тень».
«Сегодня мы увидели статистику: 73% всех наемных работников в Запорожской области работают в малом и среднем бизнесе, и только 27% – на крупных предприятиях. Более 50% поступления в местные бюджеты – поступления от малого и среднего бизнеса, остальное – это не только крупный бизнес, это и коммунальные предприятия, налоги от зарплат бюджетников и так далее. На сегодняшний день экономика держится на малом и среднем бизнесе. Именно этот бизнес самый устойчивый к перепадам и переменам. Если мы не уменьшим налоговую нагрузку, они будут уходить в тень», – говорит эксперт.
Как пояснили в ГФС, предпринимателям, которые работают «в тени», грозит штраф – от 25 до 75% от суммы налога. Если попались впервые, придется заплатить и налог, и штраф в размере 25% от того же налога. Для «рецидивистов» штраф увеличивается до 50 и 75% от суммы налога.
«Разрушение схем уклонения от налогообложения – одно из приоритетных направлений деятельности ГФС. В частности, введена в 2015 году система электронного администрирования налога на добавленную стоимость, с целью искоренения в правовом поле предпосылок функционирования теневых схем ведомство направило в Кабинет Министров Украины и Министерству финансов Украины ряд предложений о необходимости внесения изменений в законодательные акты», – ответили на запрос «Сегодня.ua» в ГФС.
Напомним, по подсчетам экспертов Минфина, уровень теневой экономики в Украине превышает официальные данные Министерства экономического развития и торговли, согласно которому теневая экономика в стране составляет 42%. В Министерстве финансов сообщали, что теневой бизнес в Украине достигает 67% экономики. По информации МЭРТ, уровень теневой экономики в Украине в 2014 году вырос на 7 процентных пунктов по сравнению с 2013 годом — до 42% от ВВП и стал рекордным с 2007 года.