Решение Национального банка Украины отнести к категории неплатежеспособных Государственный земельный банк по сути означает конец земельной реформы. Об этом на своей странице в Facebook написал экс-глава НБУ, бывший первый вице-премьер Сергей Арбузов.
«То, что государство не нашло покупателя на действующий банк с лицензиями и отсутствием проблемных активов, чтобы вернуть хотя бы сумму внесенного капитала (120 млн грн), - пример вопиющего непрофессионализма и реальная оценка инвестиционного климата в стране. Однако, Украина потеряла гораздо больше, чем 120 миллионов», - считает Арбузов.
Он напомнил, что Зембанк был создан в 2012 как часть земельной реформы.
«Планируя ее, мы исходили из того, что свободная продажа земли не может быть самоцелью. Цель - четко понимать, сколько будет стоить земля, кто именно будет на ней работать и что на ней станут выращивать. Нужна была продуманная стратегия развития АПК, где продажа земли была бы лишь одним из элементов. И такая стратегия была создана. Мы изучили опыт работы нидерландского Rabobank, земельных банков США и других стран, и подготовили концепцию реформы, ключевым элементом которой должна была стать дооценка земли до ее реальной стоимости перед тем, как мы полностью откроем наш рынок. Идеальный механизм для этого - создание Земельного банка - госоператора, в ведении которого были бы все государственные земли плюс земли, выкупленные у участников рынка. Земельный банк наряду с физлицами-гражданами Украины должен был получить эксклюзивное право покупать земли сельхозназначения как минимум на пять лет. Только после такого переходного периода, когда сформируется справедливая, рыночная цена земли, можно было допускать на рынок иностранцев», - написал он.
При этом, по словам бывшего главы НБУ, создание Зембанка должно было параллельно решить и еще одну важную проблему – поддержать отечественный агробизнес. Банк не только покупал бы землю, но и мог кредитовать аграриев под залог земли. Источником средств для банка должна была стать сдача в аренду государственных земель сельхозназначения, которой у нас примерно 10 млн га, а также выпуск ценных бумаг.
«То, что создание такого земельного оператора не было прихотью нашего правительства, а необходимым условием для старта земельного рынка, де-факто признал в прошлом году тогдашний премьер Яценюк, заявлявший, что именно государство через государственное учреждение должно помочь формированию справедливой рыночной цены перед открытием рынка - «как в Чехии». Тем не менее, ни сам Яценюк, ни его преемник за 2,5 года ничего не сделали для того, чтобы такой механизм заработал. Это не удивительно, если вспомнить, что ранее под «правильные» разговоры о реформах эти же люди успешно похоронили сотрудничество с Россией, с Китаем, национальную валюту, банки и экономику. Наивно было надеяться, что земельная реформа станет исключением из этого длинного списка разбазаренных чужих достижений», - написал Арбузов.