Гастарбайтеры перевели в Украину более $30 млрд за пять лет: откуда и сколько пришло валюты

📅 06.04.2016    🕐 09:24

Украинские заробитчане по-прежнему вносят весомый вклад в экономику нашей страны, исправно снабжая ее валютой, об этом говорят данные Нацбанка. За последние 5 лет те, кто трудится за рубежом (а таких, по разным оценкам, от 6 до 8 миллионов человек), перевели в страну официальным путем (через банки и международные платежные системы) почти $30 млрд. Еще более $5 млрд, по оценочным данным НБУ, передали через посредников и перевезли «в карманах» (см. инфографику). Для сравнения: доходы госбюджета Украины на 2016 г. запланированы в размере около $18 млрд. То есть за 5 лет гастарбайтеры обеспечили страну более чем двумя бюджетами — ведь, так или иначе, эти деньги работают на нашу экономику.

Увы, за 2014 и 2015 годы поступления резко снизились: по сравнению с самым богатым 2013-м, они упали на 80% — с $7,4 до $4,1 млрд. Эксперты прогнозируют, что из-за кризиса в ЕС все больше людей будут возвращаться назад в Украину. Поэтому властям стоит озаботиться вопросом создания для них рабочих мест.

ПРИЧИНЫ. Аналитик компании «Простобанк Консалтинг» Иван Никитченко называет несколько факторов того, почему переводов стало меньше. «Первый — девальвация гривни: если раньше заробитчане присылали родным на жизнь 2000 грн в месяц — это было $250. А сегодня высылают 3000 грн, но это всего $120, — подсчитал Никитченко. — Также идет миграция за границу целыми семьями: человек едет за границу, обустраивается там и забирает семью. Соответственно, в Украину уже переводы не идут. А кризисный 2014 год лишь ускорил этот процесс».

Значительное падение денежных переводов из России связано с потерей Крыма и войной на Донбассе: Крым не идет в украинскую статистику, а из-за войны многие украинцы отказались от работы в РФ. Что касается экзотических стран, вроде Кипра и Виргинских островов, то их в расчет брать не стоит — это страны-офшоры, и наших заробитчан там нет, говорит президент Украналитцентра Александр Охрименко. «А вот в Италии, Испании, Португалии, Германии, Великобритании легально работают наши граждане много лет, — анализирует Охрименко. — Поэтому и переводы оттуда не сократились в разы, а слегка упали — в ЕС тоже кризис, и заробитчанам платят меньше. Но они все равно держатся за место, ведь дома перспективы для таких заработков нет вообще».

ЛЮДИ. То, что с работой и оплатой стало хуже, говорят и сами заробитчане. «Я третий год в Португалии работаю сиделкой у парализованной бабушки, — рассказывает жительница Волынской области София Петрив. — Пока хозяин не потерял хорошую работу, мне платили 1000 евро, из них половину я отправляла домой. А сейчас работаю за 600 евро. Но все равно это выгодно — ведь у нас нянечка в больнице может рассчитывать максимум на 1500 грн». А вот херсонец Василий Стефанюк, работавший в Греции на сборе оливок, уже дома: «Меня и еще троих земляков уволили, так как для своих нет работы. Сейчас встал на учет в центре занятости». Таких возвращенцев, по прогнозам экспертов, может стать больше. Поэтому властям стоит готовиться к тому, что в небольших городах может появиться много безработных, и задуматься, как обеспечить их местом работы.

ДЕНЬГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Охрименко говорит, что неучтенной налички на самом деле поступает больше, чем $5 млрд. Прежде всего это касается заробитчан в Польше, которая не вошла в топ-7 поставщиков валюты: за 5 лет, по подсчетам НБУ, оттуда поступило всего $2 млрд, а по оценкам Охрименко — $8—9 млрд. О том, что статистика НБУ в отношении Польши некорректна, говорит и HR-эксперт rabota.ua Татьяна Пашкина: «Через границу ежедневно проходят сотни бусов с «туристами», которые на самом деле едут работать на 1—2 месяца. Они перевозят заработанные за это время 500—800 евро в кошельках». По словам Пашкиной, Польша у нас занимает первое место по вакансиям: требуются малоквалифицированные рабочие (сборщики фруктов, упаковщики на зарплату 300—400 евро) и специалисты (электрик — до 600 евро, автомеханик — до 700).


Главные новости

2001 — 2024 © ForUm.