Седьмая волна мобилизации: кого могут призвать в следующем году

📅 24.11.2015    🕐 09:56

Уже в начале следующего года в Украине может пройти седьмая волна частичной мобилизации. Новый призыв анонсировали в Генеральном штабе. Там говорят, что в замене нуждаются порядка 40 тысяч человек, призванных в рамках четвертой волны мобилизации, которая прошла в январе-апреле 2015 года. Но военные помнят, с каким трудом набирали людей этим летом. Поэтому сейчас силовики рассчитывают не только на военнообязанных, но и на контрактников, мотивированных добровольцев, а также людей, уже побывавших в армии во время предыдущих волн мобилизации.

СЕДЬМАЯ ВОЛНА. В прошлый вторник пресс-служба Генерального штаба опубликовала на своей странице в Facebook информацию, что, по «предварительным прогнозам, седьмая волна мобилизации ожидается не ранее начала следующего года».

А уже в пятницу начальник Главного управления персонала Генштаба ВСУ генерал-лейтенант Игорь Воронченко рассказал о седьмом этапе подробней. По его словам, начнется он, скорее всего, в марте 2016 года: «Сейчас наступает конец службы солдат из четвертой волны, в ходе которой (в январе-апреле. — Авт.) было призвано более 40 тысяч военнослужащих. Они нуждаются в замене».

С начала российской военной агрессии на территорию Украины в марте 2014 года в нашей стране были проведены шесть волн частичной мобилизации. Военнообязанные, призванные в рамках четвертой волны, меняли тех, кто призывался в первую волну, пятая меняла вторую, а шестая — третью. Срок ротации каждой из волн составлял приблизительно один год. Такая логика комплектования войск, при условии продолжения конфликта на востоке Украины, делала седьмую волну мобилизации вполне прогнозируемой. Тем более обстановку на Донбассе сейчас нельзя назвать спокойной.

Надежду на мирное урегулирование давали Минские соглашения, реализацию которых планировалось завершить до конца года. В рамках этих соглашений Украине возвращался контроль над государственной границей в Донецкой и Луганской областях. Это бы лишило боевиков каналов снабжения из РФ, а значит, позволило бы закончить войну. Однако 6 ноября министр иностранных дел России Сергей Лавров дал понять, что завершение минского процесса напрямую увязывается с проведением местных выборов на Донбассе. «Необходимо разработать общеприемлемый закон о местных выборах на Донбассе. После принятия этого закона потребуется 90 дней для подготовки выборов. Простое сопоставление цифр показывает, что до конца года мы этого сделать не сможем. Поэтому выполнение Минских договоренностей перенесется на следующий год», — заявил Лавров. В результате украинская сторона вынуждена организовать как минимум еще одну очередь частичной мобилизации, чтобы заменить тех, кто был призван в январе-апреле 2015 года.

СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Объявляя новый призыв, военное ведомство, скорее всего, столкнется со старыми проблемами. Напомним, что из-за большого количества «уклонистов» пятая и шестая очереди мобилизации весной и летом 2015 года проходили со скрипом. Чтобы выполнить их планы, военкомы раздавали повестки в самых неожиданных местах: на блокпостах при въезде в населенные пункты, в супермаркетах, на проходных производственных предприятий, на улицах и в общественном транспорте. Несмотря на все ухищрения, план шестого этапа мобилизации, который завершился 17 августа, был выполнен всего на 60%. Об этом в августе сообщил представитель Генштаба Александр Правдивец. По его словам, недобор компенсировался за счет приема в ряды ВСУ военнослужащих-контрактников.

Главный редактор сайта «Информационное сопротивление» Юрий Карин прогнозирует, что и седьмая волна будет проходить по принципу «кто не спрятался — военком не виноват». По его словам, главная проблема не в том, что люди не желают защищать родину, а в отсутствии коммуникации между властью и народом: «Власть не объясняет, почему так долго длится перемирие. Это экспертам и вовлеченным специалистам понятно, что у нас пока нет другого выхода, кроме как выжидать. Но из-за этого многие люди воспринимают этот конфликт как войну чиновников, за которых они не желают проливать свою кровь», — пояснил Карин.

Он также отметил, что государство так и не научилось противостоять информационным «вбросам» противника, с помощью которых он пытается сорвать мобилизационные мероприятия: «Яркий пример — это последний фейк о том, что с 1 января мужчинам якобы будет запрещен выезд за границу. Он появился почти одновременно с анонсом седьмой волны мобилизации. А мы отвечаем разве что билбордами патриотического содержания, на размещении которых отмываются огромные деньги. Мы по-прежнему проигрываем информационную войну».

Сбор военнообязанных «с бору по сосенке» приводит к тому, что на фронте оказываются немотивированные люди. Как пояснил один из офицеров, недавно прибывший из зоны АТО, в первые три волны на фронт прибывали добровольцы, которые прилежно учились военному делу. «Нынешний контингент — это люди, которых оторвали от мирной жизни и пригнали в окопы под дождь и снег. Естественно, у них сразу сформировалось негативное отношение к армии, многие из них просто отбывают номер. Я даже встречал людей, имевших за плечами отсидку. Такие приносят с собой не только казарменную дедовщину, но и «понятия из зоны». Командирам с ними очень трудно. Бывает, идут в армию ради личной наживы: заработать деньги, забрать с собой домой какое-нибудь имущество, которое привозят волонтеры», — рассказал офицер.

По его словам, качество подготовки мобилизованных также оставляет желать лучшего. Многие из них считают, что в армии кто-то будет выполнять работу за них: «Например, заливает траншею дождевой водой. Люди интересуются: «А почему нам не сделали стоки?». А тебе разве самому тяжело взять в руки лопату? Этим, кстати, страдают большинство мобилизованных. У добровольцев такого не было».

ПОЗОВУТ КОНТРАКТНИКОВ. Помня о проблемах предыдущих волн, в Генштабе полностью не рассчитывают на военнообязанных. По словам Игоря Воронченко, количество мобилизованных в седьмую волну будет «гораздо меньше 40 тысяч»: «Ведутся расчеты и прогноз комплектования из разных источников... Сейчас мы проводим мероприятия по укомплектованию Вооруженных сил военнослужащими по контракту. Также сейчас проводятся изменения в законы относительно службы в резерве».

По данным пресс-службы Генштаба, в 2016 году на службу в ВСУ планируется привлечь от 18 до 20 тысяч контрактников. Кроме того, спикер Генштаба Владислав Селезнев заявил, что военные делают ставку на собственные резервы, агитируя заключить контракт ранее мобилизованных военнослужащих. «До 25% человек готовы подписывать контракт», — заверил Селезнев. Для желающих послужить по контракту приготовлены материальные стимулы. Так, зарплата контрактника в зоне боевых действий составляет 5—7 тыс. грн плюс «боевые» выплаты. Кроме того, для мобилизованных, подписавших контракт, Кабмин установил единоразовую выплату в размере 8—10 минимальных зарплат (от 11 до 13,7 тыс. грн). В частности, военнослужащие рядового состава получат вознаграждение в виде восьми минимальных зарплат, сержантского — девяти, а офицерского — десяти. Контрактникам также могут предоставляться различные льготы, например в виде бесплатного лечения в санаториях Минобороны.

В таких условиях эксперты предполагают, что новую волну мобилизации все же удастся провести. Спикер Администрации президента по вопросам АТО Андрей Лысенко прогнозировал, что она на 90% будет состоять «из добровольцев, которые уволились после первого года службы». Такого же мнения придерживается и офицер Генштаба, пожелавший остаться неназванным. Он предположил, что во время седьмой волны военкоматы постараются привлечь мотивированных добровольцев, тех, кто побывал в армии во время первой-третьей волн мобилизации. «Я думаю, что необходимое количество людей все-таки удастся собрать», — предположил собеседник.


Главные новости

2001 — 2024 © ForUm.