Выборы в серых тонах или не гречкой единой

📅 19.10.2015    🕐 08:00

Политологи шутят, что события, происходившие несколько месяцев назад на 205-м округе в Чернигове, на долгие годы войдут в хрестоматии для подрастающего поколения. И уже всерьез добавляют, что технологии, «обкатанные» там, в той или иной форме активно применяются во время текущей избирательной кампании. При этом на печально известном «гречкосействе» список не заканчивается.

В том, какие методы уже используют,  и еще будут использовать, кандидаты в градоначальники и депутаты местных советов по всей Украине разбирался ForUm.

До дня выборов...

Наверное, еще не одни выборы в Украине не обходились без каких-либо манипуляций при помощи «белых», «серых» и «черных» технологий. И нынешняя кампания не является исключением. Уже неоднократно многие эксперты заявляли в СМИ, что новый закон о местных выборах так или иначе легализовал использование различных «серых» схем. Одной из них, по мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики Руслана Бортника, является создание так называемых «сетей».

«Есть два вида «сетей»: условно законные и условно незаконные. Условно законные «сети», которые активно применяются в Киеве, создаются следующим образом: людей как бы принимают на работу агитаторами, с ними даже заключают договора и платят им какие-то деньги. Им не нужно за кого-то агитировать, просто они или члены их семей обязуются проголосовать за тот или иной партийный проект или кандидата. Напомню, что округа у нас небольшие, потому, скорее всего, для победы, даже при условии получения 50% голосов, нужно только 4 тысячи избирателей. «Черные сети» работают иначе. В таком случае человеку просто без всяких договоров методом «карусели» или другим аналогичным, платят деньги в день голосования», - полагает он.

Впрочем, эту технологию сложно назвать новой. Зато, на фоне ситуации в стране ее удалось несколько модифицировать.

«На юге страны сейчас есть очень популярная схема с переселенцами. Я знаю случаи, когда группу переселенцев «прописывают» в каком-то округе, используя админресурс и доступ к системе регистрации граждан. Их прописывают на территории больниц, общежитий и других подобных объектов, при условии голосования за того или иного кандидата. Причем эти люди с удовольствием соглашаются на такие схемы. На маленьких округах прописка даже тысячи человек может кардинально поменять конкурентный политический баланс», - отметил Бортник.

В список зафиксированных классических методов влияния на результат голосования попали также  использование административного ресурса и раздача «гречки», которая, по словам, кандидата философских наук, политолога Александры Решмедиловой, будет не столь эффективной, как прежде.

«Гречкосейство». Без этой технологии  не обходится ни одна избирательная кампания, но можно констатировать, что в этот раз она не сработает в тех объемах, что были раньше. Во-первых, очень высока разочарованность населения, вера в то, что «прилетит вдруг волшебник и бесплатно покажет кино» снижается. Плюс стартовали акции «обдури кандидата». Их организаторы рассказывают, что можно брать пайки, помощь от кандидатов, в том числе и материальную, но все  это не обязывает голосовать именно за этих кандидатов. Поэтому избиратели сейчас тоже достаточно хитры, и, так сказать, держат фигу в кармане», - пояснила она.

По мнению Решмедиловой, админресурс сегодня активно используется в разных целях, в том числе, и для того, чтобы не допустить к выборам те или иные политические силы. А в тандеме с «гречкосейством» он порождает новый метод: выделение так называемой материальной помощи малоимущим из бюджетных средств.

«Активно используется и технология клонов. Чаще всего это клоны рейтинговых кандидатов. Но не только у них, а иногда и у целых партий есть клоны. Копируется все: от наружной рекламы и листовок до официальных страниц в соцсетях, что позволяет выдавать абсолютно неправдивую информацию, в том числе и агитационную», - рассказала эксперт, добавив, что в случае с выборами мэров, проходящими в два тура, «клонирование» является весьма действенным способом оттягивания голосов.

Помимо вышеперечисленного, она выделила широкое использование компрометирующих материалов, немаркированной рекламной продукции, двойного выдвижения и интернет-войн.

«Отдельно хочу отметить  совершенно новую технологию, которая еще нигде не использовалась. Это электронные петиции.  Они позволяют задействовать и привлечь совершенно новых участников в процесс»,- заключила Решмедилова.

По мнению кандидата политологических наук, политолога Алексея Якубина в ход также идут и информационные технологии.

«Если говорить о некой попытке повлиять на результаты выборов, то мы видим, что сейчас активно продвигается тема безальтернативности. Ее используют в первую очередь партии власти и политические силы, которые активно пытаются продвигаться на местных выборах. Имеет место попытка создать у граждан мнение, что альтернативы нет, а есть только партии, представленные в парламенте, которые будут и в местных органах власти. Эта технология сейчас очень активно используется», - рассказал он, добавив, что в этом же контексте происходит и своеобразная зачистка лево-центристских партий.

«Если посмотреть на большинство слоганов, использующихся партийными проектами, то это будут общенациональные призывы. Например, это призыв сменить генералов в вооруженных силах, сделать контрактную армию, установить справедливые тарифы и так далее. Хотя на местных кампаниях должны были бы использоваться лозунги о проблематике местных общин, но по существу есть лозунги общенациональные. Иногда у граждан складывается впечатление, что это попытка провести парламентскую кампанию. И это технология переключения внимания с локальной повестки дня на общенациональную», - продолжил Якубин.

К «серым» приемам политолог также относит и перекраивание округов, и всяческое влияние на членов избирательных комиссий, и договоренности формально соперничающих партий о взаимовыгодном выдвижении тех или иных кандидатов.

...И после него

Судя по тенденции, после закрытия избирательных участков борьба не утихнет, а, наоборот, выйдет на новый виток. Эксперты прогнозируют, что окончательные победители определятся не в избирательных комиссиях, а в судебных залах.

«Мы видим, что эти местные выборы не стали более прозрачными, несмотря на все звучавшие ранее заявления. Наоборот, новый закон внес неразбериху, когда даже члены избирательных комиссий не знают, какие нормы действуют, а какие – нет», - считает Якубин, отметив, что такое положение дел провоцирует судебные войны.

«Думаю, что вообще эти выборы и подведение их результатов будет проходить под знаком судов. Именно они будут во многом определять, кто же будет избран. А это означает, что люди, имеющие влияние на судебную систему смогут очень выгодно использовать эту ветвь власти», - подытожил он.

О грядущих судебных разбирательствах, во время которых самыми ценными членами команд станут юристы, говорит и Александра Решмедилова. В то же время, она не считает, что фальсификации при подсчете голосов будут массовыми, по крайней мере, в крупных городах, на которых сосредоточено внимание СМИ и общественных организаций.

«Я считаю, что фальсификации будут не настолько жесткими как 2012 или в 2010 году, когда они играли максимально сильную роль. Сейчас из-за того что спектр «серых»  технологий  расширился, на  грубых фальсификациях не будут  заострять внимание», - отметила она, предположив, что серьезных подтасовок следует ожидать, скорее, в небольших населенных пунктах.

«Закон о выборах несовершенен, потому мы понимаем, что будет очень много проблем и с трактовками, и с отдельными его нормами. Господин Магера уже заявил, что даже не все в ЦИК  понимают все нюансы нынешнего законодательства. Но поскольку у нас каждые выборы  проходят по новой системе, это тоже особо никого не удивляет», - рассказала Решмедилова.

Прогнозирует фальсификации и Руслан Бортник, считающий, что они стали возможны, в том числе, и из-за «лазеек» в новом законе.

«Активная борьба идет вокруг подсчета голосов. Сегодня самая популярная должность в избирательных комиссиях – это не глава и не секретарь, а техник, переносящий результаты голосования из протоколов в электронную систему. Я знаю о множестве фактов, когда за эту должность устраивается «аукцион», этих людей тем или иным способом стараются склонить в свою сторону те или иные политические силы. В условиях разрушения правовой и судебной системы доказывать адекватность и несоответствие данных можно очень долго и вряд ли это будет эффективно. Уверен, что какие-то фальсификации будут проходить при использовании «ниш», оставшихся в законе», - отметил он.

Не исключает эксперт и возможность силового влияния на результат голосования.

«Во многих регионах наблюдаются попытки силового захвата электорального процесса. Мы видели примеры не регистрации тех или иных политических сил, к которым можно относиться по-разному. Участие вооруженных людей в электоральных процессах и попытки давления на кандидатов. Этот радикальный вооруженный фактор я называю методом фальсификации «4+». Он обязательно будет применен в день голосования и после него в виде давления на неугодных кандидатов. Безусловно, будут задействованы какие-то радикальные силы, представители добровольческих батальонов, участники АТО и т.д. Все это будет «дотягивать» гайки там, где их не удалось закрутить более тайными методами», - заявил он.

В сухом остатке мы имеем следующее: манипуляции уже имеют место быть, независимо от того, видимы они или нет. На фоне этого скандалы и судебные тяжбы вокруг подсчета голосов также выглядят весьма вероятными. Правда, учитывая скоротечность нынешней кампании и то, как быстро меняются результаты социологических опросов, не исключено, что результаты получатся весьма неожиданными. Несмотря на все уверения, в новом законе нашлись новые лазейки, позволяющие играть «в серую». Впрочем, несовершенства можно найти в любом законодательстве, если желания играть «в белую» нет, что наглядно продемонстрировали недавние выборы в Чернигове. Впрочем, ситуация на 205-м округе показательна даже не столько широким спектром инструментов влияния на результат голосования, а отсутствием санкций за их применение. А безнаказанность, как известно, не самая лучшая почва для законопослушания.


Главные новости

2001 — 2024 © ForUm.