«Зимний» пакет-2015–2016: торг уместен

📅 06.07.2015    🕐 09:53

Вторая попытка трехсторонних газовых переговоров в формате Украина—ЕС—РФ расставила точки над «і»: стороны вынуждены будут обойтись без так называемого летнего пакета.

Более того, с 1 июля «Нафтогаз» отказался закупать у «Газпрома» газ по предложенной россиянами цене в 247 долл. за тысячу кубометров. Мол, некритично, еще поторгуемся. Над условиями второго «зимнего» пакета, подписать который с РФ и «Газпромом» Украина и Еврокомиссия надеются осенью, еще предстоит подумать и потрудиться. Всем сторонам.

Украина в связи с этим готовится к непростым переговорам с кредиторами для финансирования закупки дополнительного объема газа в подземные хранилища на будущий осенне-зимний сезон. Этот газ нужен не столько для потребностей Украины, сколько для поддержания «большого» транзита российского газа в Европу компанией «Укртрансгаз».

Необходимо закупить еще минимум 4,5, а лучше 7–8 млрд кубометров, на что «Нафтогазу» требуется минимум 1,5 млрд долл. Так что, по большому счету, этот резервный запас газа в украинских ПХГ нужен, прежде всего, «Газпрому» и европейским покупателям. Но ни те, ни другие не торопятся его оплатить. Хотя еще в марте «Нафтогаз Украины» предложил европейцам совместно формировать запас газа на будущий осенне-зимний сезон 2015–2016 гг.

«Газпром» от финансирования газа в резерв отказался еще в прошлом году. Мол, европейцам и Украине это надо, пусть они и финансируют, а они таким образом «консервировать» оборотные средства или предоставлять в резерв газ бесплатно не намерены. Соответственно, именно Украине и европейским покупателям газа предстоит позаботиться о резерве в ПХГ.

Как сообщил после трехсторонних переговоров 30 июня в Вене министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, Украина в ближайшее время рассчитывает провести переговоры с потенциальными кредиторами закупки газа. Очевидно, такие переговоры состоятся не ранее чем на будущей неделе, хотя точная дата пока не определена.

Тем не менее энергетический министр называет среди потенциальных кредиторов ЕБРР, ЕИБ, Всемирный банк и IFS. Они, в свою очередь, с комментариями не торопятся. Как и с финансированием закупки так называемого резервного газа для украинских ПХГ.

Собственно, запас газа в украинских ПХГ на будущий осенне-зимний сезон еще можно успеть сформировать. Вопрос в его цене и объеме. Сегодня «Газпром» не уступает. А «Нафтогаз» не намерен, по мнению его чиновников, переплачивать российской газовой компании, покупая газ на реверсе по 240–250 долл. за тысячу кубометров и ожидая падения цен в третьем квартале 2015-го.

Тактика «Нафтогаза» с ноября прошлого года, когда при посредничестве Еврокомиссии был подписан первый «зимний» пакет, в общем себя оправдала — покупали минимум, ожидая логичного снижения цен на фоне падения нефтяных котировок. Хотя газотранспортники и работали при этом, что называется, с колес. Впрочем, закупать газа больше не позволяли и финансовые проблемы «Нафтогаза» и украинской казны.

Напомним: контракт на закупку газа между «Нафтогазом» и «Газпромом» от 19 января 2009 г. предполагает девятимесячный лаг на учет изменения нефтяных цен, к которым привязаны цены природного газа для НАКа. Нефтяные цены стали резко сокращаться осенью и особенно в конце прошлого года. Соответственно, согласно контрактной формуле цены, «Нафтогаз» вправе ожидать еще большего снижения цен на российский газ. В частности, в третьем квартале текущего года.

Другое дело, что это не устраивает российский «Газпром», который в прошлом году уже потерял около 6 млрд долл. из-за сокращения закупок своего газа европейскими странами и особенно Украиной, а также по причине падения цен на него.

Такая недополученная прибыль также является обратной стороной борьбы «Газпрома» с намерением «Нафтогаза» и Украины максимально диверсифицировать газовые закупки и таким образом максимально попытаться снизить зависимость от одного поставщика газа, которым для Украины десятилетиями являлся «Газпром». Этот факт позволял российской газовой монополии диктовать свои ценовые условия, и у украинской газовой компании, по большому счету, выбора не оставалось.

За последние два года в этом смысле ситуация если не кардинально, то значительно изменилась. Теперь половину, а то и большую часть импортного газа «Нафтогаз» закупает у европейских трейдеров, плюс газ собственной добычи. Так что с «Газпромом» можно поторговаться, особо не рискуя остаться ни с чем. Впрочем, торговаться небезопасно до конца лета. И это понимают все стороны.

Между тем РФ и «Газпром» по-прежнему выступают против реверса газа в Украину из Европы. Но мотивация россиян в последнее время не столь категорична: мол, они не против реверса вообще, а против использования для этого мощностей экспортных трубопроводов в ЕС и Украине, которые уже законтрактованы под российский газ. Как сообщает «Интерфакс», такое заявление сделал после переговоров в Вене замминистра иностранных дел России Василий Небензя. «Мы возражали против планов втянуть операторов, которые обеспечивают транзит российского газа в Европу, в сомнительные схемы организации виртуального реверса-взаимозачета, который не имел под собой никакой правовой основы», — сказал он. Но это россияне считают виртуальный реверс «сомнительным», в то время как европейские компании давно и успешно пользуются таким инструментом газовой торговли.

Российская сторона неоднократно неодобрительно высказывалась по поводу реверсных поставок газа из Европы в Украину. «Если это незаконно и противоречит контракту, об этом надо говорить и обсуждать, и наши партнеры к этому прислушиваются. Об этом же говорит «Газпром», и страны, получающие российский газ, с пониманием относятся к данной теме», — заявил Небензя. Но доказать незаконность реверсной виртуальной газовой торговли «Газпром» так и не смог.

Для пущей убедительности «Газпром», а точнее, его стопроцентное газоэкспортное предприятие «Газпром экспорт» отказывается передать украинской стороне шиппер-коды, что позволило бы «Укртрансгазу» не только контролировать и обеспечивать российский газовый экспорт, но и самостоятельно наладить газотранспортные взаимоотношения с европейскими покупателями «газпромовского» газа и таким образом стать полноценным субъектом рынка газа Европы. Это, к слову, и предполагает принятый парламентом Украины в апреле 2015 г. Закон «О рынке природного газа». Рано или поздно это произойдет. Но очевидно, что «Газпром» и РФ не намерены торопить это долгожданное для украинских газотранспортников и «Нафтогаза» событие.

С 1 июля «Газпром» приостановил поставки газа в Украине, поскольку не получил предоплаты за июль. Москва и Киев пока не могут договориться о цене газа для Украины на третий квартал 2015-го. Повторюсь, в «Нафтогазе» приостановку закупок российского газа не считают критичной. Тем более что, по данным «Укртрансгаза», фактического оператора украинской газотранспортной системы, в настоящее время Украина накопила в подземных хранилищах 12 млрд кубометров газа.

Ежедневно в ПХГ в последние недели закачивалось до 60 млн кубометров. По данным «Укртрансгаза» на 2 июля, Украина продолжает импортировать природный газ только через Словакию. Несмотря на приостановку импорта из России из-за завышенной цены, Украина продолжает наполнение подземных хранилищ, закачав в них 1 июля почти 30 млн кубометров газа, тогда как 30 июня запасы в ПХГ пополнились на 49,4 млн кубометров. «До отопительного сезона есть еще сто дней. Если мы будем так и дальше закачивать, то выйдем на 18 млрд», — сказал Демчишин в четверг. И пояснил, что это будет несколько меньше, чем запланировано в балансе газа, но значительно больше, чем запасы накануне начала предыдущего отопительного сезона — 16,6 млрд кубометров. «На самом деле эта приостановка поставок (из России) никаким образом не повлияет ни на безопасность транспортировки газа, ни на поставку в Украину, ни даже на подготовку к отопительному сезону», — подытожил министр на пресс-конференции в Киеве.

Кроме того, Владимир Демчишин уверен в достижении компромисса с Россией по газовому вопросу. «Я уверен, что мы договоримся с Россией, это коммерческие отношения между двумя субъектами», – сказал он в четверг. По мнению министра, договоренности можно будет достичь в ближайшие две-три недели.

Демчишин также считает, что трехсторонний формат переговоров является оптимальным для решения газовых вопросов, и не видит необходимости рассматривать их в нормандском формате. Хотя «Газпром» и предложил украинской стороне подписать отдельное двустороннее соглашение, «Нафтогаз» и Минэнергоугольпром не намерены отказываться от посредничества Еврокомиссии, справедливо считая ее роль стабилизирующей в непростых взаимоотношениях с российской газовой компанией. «Трехсторонний формат достаточно эффективен. Мне кажется, реализуемый сейчас формат адекватен для того, чтобы принимать качественные решения», — заявил украинский министр.

Еще одна болевая точка — поставки газа на неконтролируемую украинскими властями территорию Донецкой и Луганской областей в 2015/2016 отопительном сезоне. Как ранее заявлял глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, Украина не планирует поставлять природный газ на неконтролируемые территории в указанный отопительный период. Такой же позиции придерживается и профильный министр Демчишин.

«Имея 16,6 млрд кубометров газа в прошлом году (в ПХГ, перед стартом отопительного сезона 2014/2015), мы поставили в Донецкую и Луганскую области на неподконтрольные территории 2 млрд кубометров, чего мы не ожидаем в этом году», — сказал он после венской встречи.

Хотя, как известно, ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что российская компания с 19 февраля по 26 июня 2015 г. поставила на неподконтрольные Украине территории Донбасса 704 млн кубометров газа. Он оценил стоимость этого объема газа в 212 млн долл. и требует его оплаты.

Более того, российская сторона требует подписать отдельное двустороннее соглашение с украинской стороной о поставках газа на оккупированный Восток Украины. Их позиция понятна: кто-то же должен оплатить эти поставки. Но логична и позиция «Нафтогаза», который утверждает, что не просил россиян о подобной «благотворительности». И, не зная, сколько реально было поставлено через пункты пропуска, где даже не ведется замер объемов газа, он не намерен платить только потому, что этого хочет российский «Газпром».

Что касается транзита российского газа в Европу, то никаких претензий к Украине нет даже после прекращения закупок с 1 июля. Как заявили в «Укртрансгазе», транзит природного газа из РФ через территорию Украины в Европу в январе—июне 2015 г. составил 28,7 млрд кубометров. В прошлом году за аналогичный период было транспортировано 36,5 млрд. Так что объем транзита российского газа через украинскую территорию в первом полугодии 2015-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 21,4%. В 2014 г. объемы транзита российского газа через территорию Украины уменьшились на 28%, до 62,2 млрд кубометров. И это тревожный звонок для «Газпрома» в контексте грядущих уже в начале осени трехсторонних переговоров об очередном «зимнем» пакете на 2015–2016 гг.

Однако и Украине есть над чем задуматься: сокращение объемов транзита означает уменьшение доходов от этого вида деятельности. Хотя газотранспортная система не стала меньше нуждаться в средствах на свое обслуживание, содержание. Так что украинской стороне стоит серьезно подумать, какая участь ждет в будущем отечественную ГТС. Но это уже другая история.

 

 


Главные новости

2001 — 2024 © ForUm.