Отныне украинским телеканалам возбраняется транслировать кинопродукт, прославляющий вооруженные формирования Российской Федерации.
Ранее такую инициативу, хоть и со спорами, поддержали парламентарии. А буквально накануне жирную точку в этом вопросе поставил Президент Петр Порошенко, подписав одобренное народными избранниками решение.
Объяснение столь радикального шага весьма простое - подобные фильмы вредят национальной безопасности страны и, фактически, именно они и стали одной из причин пророссийских настроений, возникших на Донбассе.
Но готов ли к таким переменам украинский медиарынок и насколько эффективным окажется такой рецепт борьбы с российской пропагандой? Об этом ForUm беседовал с известной журналисткой, первым заместителем главы Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Ольгой Герасимьюк.
- Ольга Владимировна, как Вы оцениваете утвержденный ныне Президентом закон, запрещающий трансляцию пропагандистских фильмов на украинском телевидении и насколько, на ваш взгляд, он окажется действенен? Готов ли к этому медиарынок?
- Запрет продукции страны-агрессора, безусловно, является последствием войны и в то же время обороной. Потому что Кремль посредством кино ведет свою пропагандистскую деятельность. Конечно, будут определенные потери и какие-то киносериальные продукты, не носящие пропагандистского характера, тоже не будут показаны. Но, думаю, это вполне объективные обстоятельства.
Эффективен ли запрет на показ фильмов с одиозными персонажами от российской культуры? Экспертный совет Государственного агентства Украины по вопросам кино, к которому мы адресовали обращения общественности, имеет полномочия отозвать прокатное удостоверение на трансляцию фильмов и сериалов на основании анализа того или иного произведения, - и он это делал. И мне известно, что после этого некоторые московские продюсеры, планирующие производство кино и желающие, чтобы оно было показано не только у них в Ростовской области, а везде, предупреждали своих актеров о том, чтобы те воздержались от политических акций насколько это возможно. Это там не всегда возможно - так как многие рейтинговые деятели культуры у них в полном подчинении у технологов. Но обращаю ваше внимание - затруднения с трансляцией фильмов были ощущены производителями кино, и мысль как-то избегать этого зародилась.
Что касается Нацсовета, то мы сейчас снова активно ведем переговоры с телеканалами, менеджарами продакшнов. В частности, о том, чтобы индустрия, наконец, оставила распри и объединилась, и произвела какой-то план оживления медиарынка. Ясно, что сейчас кризис, нет денег, рекламодатель не идет и каналы дотационные - ведь для собственников это скорее вторичный бизнес, защищающий первичный.А желания у собственников тратить дополнительные деньги не возникает.
Но, к сожалению, следует иметь ввиду, что это тяжелые военные можно сказать последствия всей той медийной политики, которая у нас велась десятилетия.И приходится расплачиваться… Стране сейчас очень многое нужно перестраивать на другие рельсы. И каждый сегодня ставит перед собой вопросы о том, с чего начать, и где найти возможности. Как раз такой старт в таких тяжкелых обстоятельствах может быть продуктивным. Поэтому мы и разговариваем с топ-менеджерами (телеканалов. – Ред.), чтобы рынок как-то сфокусировался на этом.
- Были ли какие-то конкретные предложения?
- Мы с ними первый раз встречались в июле прошлого года, сформулировав еще тогда перед ними эту необходимость. Предлагали создать какой-то механизм перехода к собственному, национальному, производству. Советовали определить, сколько времени нужно для того, чтобы перестроиться, какие возможности мы можем вместе для этого найти, как объединить кинематограф и телевидение, чтобы в такой синергии поискать возможности удешевления процесса, подумать, какую выработать законодательную базу, какими можно заложить в законодательство квоты или льготы для национального производителя. Все это мы предлагали. Но за это время индустрия так и не попыталась обьединиться, просто разойдясь после разговора по своим офисам, не коммуницирующим между собой ровно также, как не «дружат» между собой их собственники…
В этом и состоит первая проблема рынка . Как тут выработать общие принципы и политику… А, кроме менеджеров, собственникам и некому обьяснить, что назрели перемены. Но им как-то некомфортно затевать такие разговоры с хозяином.. Вот прошло время - общество горячилось, требования усиливались, война обострялась - и собственно все это и вызвало к жизни ныне подписанный Закон. Который придется выполнять уже без скидок на все описанные выше неудобства в общении каналов со своими инвесторами и между собой. Хотя, надо сказать, некоторые попытки со стороны каналов были.«ICTV», например, без совета со стороны снял некоторые «ментовские» сериалы. 1+1 это начал первым - снял россыйское кино, произвел собственную «Нацгвардию», запустил сейчас «Последнего москаля», стал обращаться к турецким производителям для замены продукта. Предложил план сотрудничества коллегам - но в силу проблем коммуникации, о которых я говорила выше, отклика это на рынке не нашло.
Именно поэтому мы вынуждены снова брать на себя эту роль медиатора и контактера - и продолжаем работу по консолидации медиаигроков во имя запуска в работу отечественного производства.На прошлой неделе мы снова пригласили топов на встречу, сказали - давайте думать, что мы делаем. Мы предложили заключить определенный меморандум, в котором будет прописано, сколько нам нужно времени, чтобы подняться, что необходимо для того, чтобы помочь отечественному производителю, как нам избежать тех нестыковок и лазеек в законодательстве, которые были прописаны для того, чтобы российский продукт можно было, не краснея, подавать до сих пор, как национальный. Кстати, именно это и обеспечивало ситуацию, когда никто и не спешил производить собственный продукт. Обьясню читателю, что я имею ввиду: есть такое понятие, прописанное в положении, как программа. То есть - выходит ведущий и говорит: «Добрый день, сейчас мы вам покажем прекрасный фильм, он сделан там-то, он про то-то», - а дальше идет сам фильм. После того, как он заканчивается, ведущий снова выходит и говорит что-то - например: как прекрасен был этот прекрасный фильм. И вот эта «программа» уже считалась национальным продуктом - ведь он был заключен в некую работу ведущих, которые худо или бедно прокомментировали кино - и неважно, что это был фильм, созданный в любой другой стране. И это работало на то, чтобы наш рынок вообще не функционировал, не развивался.
Закон, запрещающий пропаганду, – это однозначно хорошо. И сейчас время подумать над тем, как все-таки предложить рынку развитие. Как вернуть зрителя, привыкшего к российскому и совершенно забывшему, что есть польское кино, французское, литовское. напомнить, что есть качественное свое. Мы сами создали такой культурный «бульйон» в своей гуманитарной, несвоей вовсе, среде… Нам и думать - то есть - нашим режисерам, продюсерам создавать утерянные актерские школы, искать сценаристов, учить их всех, наконец, искать - кто будет учить…
Нужно искать партенров в Европе. Кстати, на нашем сайте уже сегодня размещено предложение от польского партнераPolsat к нашим каналам - они готовы на выгоденых условиях предалагать нашему телевидению свой продукт. Можно искать и других партнеров.
- Но для создания своего продукта тоже нужно время. Сколько может продлиться этот переходный период?
- Это однозначно не два месяца (как прописано в законе. – Ред.). Все прекрасно знают, сколько нужно времени на написание сценария, на подготовительный период и на само производство и постпродакшн, на тот же поиск средств. Это зависит от таланта и ловкости продюсеров. Хотя уже сегодня некоторые каналы благополучно снимают свой продукт, неся, конечно, серьезные расходы. Но уверена - эти трудности окупятся.
Сейчас все в равных условиях. Ни у кого нет денег. Ни у кого нет жирных меценатов. Ни к кому не спешит богатый рекламодатель. Но мы больше никогда не будем жить, как раньше, поэтому нужно искать возможности.
Меморандум, о котором я упоминала, мы уже скоро представим в черновике. Мы договаривались, что на этой неделе рынок подаст нам свои предложения. Будем их публично обсуждать. Как раз и выпишем, наверное, и сроки, которые бы мы взяли на то, чтобы снимать свое производство. И оговорюсь - все же некоторое время займет этот процесс согласования, утряски, налаживания контактов - прогнозирую более двух месяцев, будем верить в лето. Строить нелегко.
- А как вы прокомментируете тот факт, что звучали заявления, что данный закон – это некий способ давления на телеканалы?
- Я однажды где-то читала, как кто-то из продюсеров говорил, что если Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания требует, чтобы сняли российские фильмы (с эфира.- Ред.), то он должен компенсировать нанесенный бизнесу ущерб. Я считаю, что это абсолютно безответственное заявление, даже нечестное по отношению к обществу.
Выходит, продюсеры и доходы отдельно, а война отдельно, и судьба страны где-то сбоку. Мне кажется, что здесь все должны мыслить не только категориями звонкой монеты, но и думать о том, в каком новом мире мы хотим жить. Между прочим, зритель очень по-граждански голосует сейчас кнопкой, поэтому телевидение должно подумать, как ему не потерять свою аудиторию, а не как кормить ее дальше продукцией пропагандистского толка. Нужно еще и самим продюсерам перестроить свое мышление. Потому что к нам, например, буквально недавно, после всех дискуссий и разговоров о необходимости соответствовать новым реалиям, о том, что нужно вырастать из совка и российского контекста обратился один канал с вопросом, о том можно ли им снимать сериал с Безруковым и не будем ли мы их за это наказывать? Я просто поражена таким результатом всех бесед и дискуссий последнего года! . Это значит, что ментально продюсеры не перестроились. Мы, конечно, оставили за ними право решать, но я думаю, что зритель сейчас другой - и он даст свой ответ определенно.
То, что сейчас произошло - и запрет фильмов, и закон, и ограничение пропагандистских каналов, было придумано не Нацсоветом и не властью. Это была инициатива общества. Поскольку к нам просто каждый день начали обращаться массово люди с просьбой выключить российскую пропаганду, люди говорят о том, что их это обижает, и они не хотят этого больше видеть на своих экранах. Были даже радикальные призывы. Мы определенно живем в другом обществе. И если телевидение не будет на это реагировать, то оно само обречено неудачу.
Конечно, я не отвечаю за все 100% общества. Поскольку оно очень сложное и разное. Но, если мы будем дальше транслировать Советский Союз и российские манипуляции по телевизору, то я уверена, что так и не понята роль телевидения в нынешнем украинском постмайданном и военном обществе, не услышано новое время с его иными вкусами и свободами вместо шор и комплексов.
Тут философские, конечно, возникают категории. Но это реально очень серьезный вопрос. В конце концов, существует социальная ответственность бизнеса перед обществом, в котором этот бизнес ведется - и хорошо бы вдохнуть новое дыхание и в его прагматику.
- А кто будет определять, какие фильмы свободны к показу, а какие – нет? В законе нет какого-то перечня с конкретными их названиями.
- Это точно не Нацсовет. Мы сможем давать свои заключения о наличии нарушения закона, составлять акты и передавать в органы, осуществляющие основные функции, согласно Закону .Это у нас Госкино и Министерство культуры, как выписано в этом документе.
Для этого, я думаю, необходимо, чтобы у них была специальная экспертная комиссия, состоящая не из чиновников, а из специалистов - это должны быть и психологи, и психиатры, и социологи, и телекритики, и киноведы, и другие эксперты, которым подсилу не по собственному вкусу, а по четким научным критериям определять те или иные качества продукта.
Кстати в законе речь идет не только о запрете фильмов, героизирующих правоохранительные органы и силовиков, но и тех, в которых проявляется насилие, жестокость, фашизм, межэтническое, расовое и религиозное противостояние, другие нарушения прав человека.
Думаю, что это будет нелегкая задача - явить народу новый кино- и телеоблик, но не вижу препятствий, если есть благая цель. Немного терпения, толеранстности, взаимных уступок, результативных дискуссий - и все сдвинется с места. Наша страна за год показала, как быстро и захватывающе меняется история. Желательно также думать о минимальных жертвах и потерях.