Следом за объявлением четвертой волны мобилизации и ряда громких заявлений о том, что, оказывается, не все украинцы горят желанием отправиться в АТО, из правительственных кабинетов последовало решение о назначении дополнительных премиальных выплат для военнослужащих. Соответствующее постановление приняли на заседании Кабинета министров в конце января. И уже с этого месяца, предполагается, что украинские военнослужащие должны получать выплаты в соответствии с новым порядком.
Среди новшеств – дополнительные премии за уничтожение или захват вражеской техники. Суммы, которые обещают за выполнение такого задания немалые. Однако всем ли удастся получить заслуженное и насколько это будет просто? В этом и разбирался ForUm.
Что обещают?
Согласно документу за уничтожение самолета бойцы могут получить 121 тыс. грн, системы залпового огня – 60 тыс. грн, тактические ракетные комплексы – 54 тыс. грн, танка – 48 тыс. грн и переносной ракетно-зенитный комплекс – 30 тыс. грн. Но при этом стоит учитывать, что полагается такая сумма не каждому из бойцов. Если, допустим, отбили у противника танк вшестером, то и 48 тыс. грн придется делить на всех.
Общая сумма премии будет распределяться с учетом боевого вклада каждого. То есть, те же 48 тыс. грн могут быть поделены на шестерых не поровну - по 8 тыс. каждому, а допустим, один получит 10 тыс, грн премии, второй – 6 тыс. грн, а остальные четверо по 8 тыс. грн.
Хватит ли денег?
Судя по цифрам, премии – дело весьма затратное. К тому же, помимо денежных поощрений за уничтожение или захват техники врага существует еще целый перечень других предусмотренных законодательством выплат. В то время, как экономика страны трещит по швам и Украина с упованием ждет очередной финансовой помощи от МВФ, возникает вопрос, хватит ли средств на обеспечение этих соцгарантий?
Конкретной суммы, которая предусмотрена в Государственном бюджете для выплат этой премии военнослужащим, в Минобороны не назвали. Однако уверяют, что денег на реализацию инициативы достаточно.
«На сегодняшний день на финансовое обеспечение ВСУ предусмотрена сумма 18,8 млрд грн. В нее входят, в том числе, и материальные выплаты за успешное выполнение задач, за уничтожение вражеской техники и вооружения. Денег достаточное количество, чтобы в полном объеме реализовать все инициативы», - говорит спикер Генерального штаба вооруженных сил Украины Владислав Селезнев.
Кому заплатят?
Распространяется данная норма, по его словам, на бойцов, принимающих участие в проведение антитеррористической операции на Донбассе, включая участников добровольческих батальонов. К их числу пока не относят лишь «Правый сектор». Поскольку это военизированное формирование, несмотря на активное участие в боевых действиях на Донбассе, до сих пор находится вне системы Вооруженных сил Украины.
«Сейчас с руководством этого батальона продолжаются переговоры относительно включения этого подразделения в состав ВСУ. Тут есть двухсторонняя заинтересованность. С одной стороны, силы АТО - непосредственно Вооруженные силы Украины - получают в свои ряды подразделение, в состав которого входят высокомотивированные, профессиональные, патриотичные военнослужащие. А с другой стороны, государство в лице ВСУ будет гарантировать им социальные льготы и выплаты», - говорит Селезнев.
Доказательства имеются?
То, что конкретные военнослужащие уничтожили или захватили какую-то технику, необходимо еще будет доказать. «Есть ряд документов, на основании которых будет проводиться учет и подтверждение успешного выполнения задания по уничтожению и захвату боевой техники противника. Такими документами, по словам Селезнева, являются:
- журнал боевых действий,
- итоговое боевое донесение (командира подразделения, непосредственно выполнявшего задание, и/или командиров смежных подразделений, которые по результатам визуального наблюдения подтверждают уничтожение или захват техники. Это документы строгой отчетности, которые ведутся командирами подразделений – Ред.),
- данные с фото и видеонаблюдения
-акты постановки на учет трофейного имущества.
Согласно Указу Министерства обороны №49 от 2 февраля текущего года, решение о признании техники такой, что уничтожена или захвачена, может быть принято с учетом наличия не менее трех из перечисленных спикером Генштаба ВСУ документов. При этом с условием, что на их основании можно сделать соответствующий вывод. Решение оформляется приказом руководителя штаба АТО.
А с аферами как бороться?
С учетом того, что даже в высших эшелонах Национальной гвардии в январе этого года ухитрились подзаработать на солдатских консервах, пусть и неудачно, возможность попыток нажиться за счет чужих достижений или посредством каких-то иных путей все-таки нельзя исключать. Как бы это неприятно для кого-то не звучало.
Естественно, в Генштабе уверяют, что будет осуществляться серьезный контроль с целью недопущения любых махинаций и моментов, связанных с коррупционными действиями. Но иного ответа ожидать, собственно, и не стоило.
Посмотрим, насколько действенен будет этот контроль. Хотя, конечно же, все же теплится надежда, что прецедентов не случится, и каждый военный получит премии по заслугам.