Народный депутат Ирина Фриз («Блок Петра Порошенко», БПП) зарегистрировала в Верховной Раде законопроект, которым предлагается ввести уголовное наказание за призывы к правоохранителям и военным не выполнять приказы командования.
Предлагаемые изменения в ст. 402 Уголовного кодекса (УК) предусматривают наказания в виде лишения свободы на срок до трех лет. Если призывы к неповиновению совершены группой лиц или это повлекло тяжкие последствия, наказание будет строже — от трех до семи лет. А если к неповиновению призывали другие сотрудники правоохранительных органов или военнослужащие — от пяти до восьми лет. В условиях военного положения подобные действия грозят лишением свободы от восьми до десяти лет, пишет «Капитал».
В пояснительной записке законопроекта уточняется, что его главная цель — эффективная борьба с гибридной войной против Украины. «Наибольшая активность относительно призывов к неповиновению пришлась на начальную фазу дестабилизации ситуации в Крыму, а также в Донецкой и Луганской областях. Именно эти действия позволили дезориентировать часть местных правоохранительных органов, захватить органы государственной власти, оружие и тому подобное», — сказано в пояснительной записке.
Автор законопроекта - Ирина Фриз, много лет проработавшая пресс-секретарем Петра Порошенко, рассказала, что положения документа согласовывались со Службой безопасности Украины. По словам Фриз, в УК уже существует наказание за невыполнение приказа, но не урегулирована ответственность людей, которые призывают к таким действиям.
«Это единственный вопрос, который был не урегулирован в законодательстве, он направлен против «пятой колонны» и провокаторов, которые действуют против национальной безопасности», — отметила она.
Комитет по национальной безопасности и обороне законопроект еще не рассматривал. Сама же Фриз, которая входит в этот комитет, не исключает, что в текст законопроекта еще могут быть внесены правки, если будут аргументированные замечания.
Во фракции БПП законопроект поддерживают. «Введение такой нормы необходимо. У нас довольно сложная ситуация в стране, а такие призывы ведут к тому, что она вообще может выйти из равновесия. Государство воюет, и нужно принимать меры, чтобы держать ситуацию под контролем. И вот эта предложенная мера как раз и будет влиять. И прежде всего — на дисциплину среди военных», — рассказал «Капиталу» народный депутат Юлий Мамчур (БПП), который командовал воинской частью в Крыму во время аннексии полуострова Россией.
Но в отличие от депутатов БПП соратники по коалиции раскритиковали законопроект Фриз. Народный депутат Игорь Мосийчук (Радикальная партия Олега Ляшко) подозревает, что предлагаемые изменения будут направлены против граждан, принимающих участие в акциях протеста. «Это попытка под новым соусом подать законы от 16 января. Подозреваю, что некоторые при власти все же далеки от демократии и пытаются увеличить свое влияние и уменьшить протестные настроения среди людей», — считает Мосийчук.
В качестве примера он приводит последние события в Виннице, где произошли потасовки между митингующими и силовиками. «Люди обращались к правоохранителям, теперь их могут обвинить по этой статье. А законопроект нужен для запугивания граждан, чтобы они не выходили на улицу», — уверен Мосийчук.
Народный депутат Татьяна Черновол («Народный фронт») также видит в законопроекте угрозу для участников акций протеста. «Я против принятия этого законопроекта и буду отстаивать эту позицию на заседании фракции и комитета», — сказала она изданию.
Против законопроекта и ее коллега по фракции - командир спецбатальона «Днепр-1» Юрий Береза.
Поддерживает опасения депутатов и директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, который полагает, что нововведения могут на практике использоваться с иной, чем заявляется, целью. «В законопроекте много угроз для общества, поэтому его нужно отозвать. Он не выполнит тех мотивов, ради которых создается, а, наоборот, может быть использован для других, неправомерных, целей», — уточнил правозащитник.
Но Фриз оправдывается, что документ будет действовать только в сфере защиты территориальной целостности, государственной границы и суверенитета, поэтому не может быть применен к гражданским протестам.