Кони на переправе разбегаются

📅 04.12.2014    🕐 09:03

Как написал во вторник, 2 декабря, у себя на страничке в Фейсбуке новоназначенный зампред НБУ Владислав Рашкован, «сегодня много новостей…» и дал ссылку на сообщение об уходе из регулятора Елены Щербаковой. Рынок наличной валюты проводил валютчика с 20-летним стажем ярко – по объявлениям на сайтах нелегальной валютной торговли в среду курс продажи доллара США стартовал с 16,5 и к концу рабочего дня уверенно приближался к 17 грн/$. Поиск новой, неведомой доселе, точки равновесия будет традиционно сопровождаться паникой сограждан и уверениями в стабильности со стороны власти.

Собственно, курсовая неуверенность началась еще с прошлой пятницы, когда, казалось, ничего не предвещало паники. Курс методично снижался, а банки излучали оптимизм. Однако в регуляторе «пожадничали» и решили напомнить рынку, что денег в резервах на всех не хватит, и уменьшили ежедневный объем продажи рынку с 5 до 3 млн долларов США. В тот же день курс Национального банка сломил свой нисходящий тренд, подскочил на три копейки и продолжил свой медленный рост на этой неделе. В среду же курс «зеленого» дополз до 15,18 грн/$, то есть с локального минимума в прошлый четверг вырос на 24 коп/$.

Факторы роста традиционные, вернее сказать, нет причин для его стабилизации. Боевые действия продолжаются, платежный баланс благодаря неотвратимой покупке газа резко ухудшился, а долговые проблемы, как и прежде, продолжают нависать. Но это системные проблемы. А в краткосрочной перспективе явно не хватает поддержки мирового сообщества, на которой финансы страны сейчас фактически и держатся.

Во-первых, транш МВФ затерялся. Ноябрьская миссия уехала, по сути, без решения. Теперь новый, хотя с виду ничем не отличающийся от старого, премьер-министр зовет ее обратно. Дескать, Кабинет Министров уже есть, коалиция работает, вот даже иностранцев наняли – все как положено. Давайте, мол, деньги. Однако совет директоров МВФ вряд ли успеет принять решение. Даже если успеет, формальные процедуры никто не отменял и физическое поступление денег до конца года маловероятно. Так что, к сожалению, на этом фронте без перемен.

Во-вторых, постоянно подпитываемая дюжиной аналитиков преддефолтная истерия все не дает покоя и пугает гипотетических инвесторов. Их даже не останавливает тот факт, что по меркам европейских стран наш внешний государственный долг достаточно небольшой.

В-третьих, и это, пожалуй, главный фактор, рост курса поддерживает панику депозитных вкладчиков и запускает саморазвивающийся процесс «снять гривню со счета» - «купить доллары» - «испугать сограждан курсом и заставить их тоже бежать в банк». То есть украинцы сами раскачивают рынок и сами же от этого страдают. Решительные действия по выведению с рынка «зарвавшихся» банкиров только подливают масла в огонь недоверия вкладчиков к банковской системе.

И наконец, отложенный спрос, который уменьшился вследствие проведения существенных интервенций в октябре, за бедный на вливания резервов на рынок ноябрь опять вырос, что подтверждает рост курса на межбанке и абсолютно обоснованное продление валютных ограничений со стороны регулятора.

Также можно ожидать, что экспортеры, весьма поднаторевшие в утаивании валютной выручки во время проведения Нацбанком опытов на валютном рынке, постараются выждать и валюту на рынок не выпускать.  

В это смутное время уход главного монетарщика, конечно, усугубил и без того существенные проблемы регулятора. Однако руководство Национального банка излучает оптимизм и в отставку не собирается. Что в целом логично, поскольку именно сейчас рынок эту отставку может и не пережить.


Главные новости

2001 — 2024 © ForUm.