В начале октября 2014 года украинские Вооруженные силы использовали кассетные боеприпасы в населенных зонах Донецка, заявляет одна из ведущих правозащитных организаций в мире Human Rights Watch.
«Будучи оружием неизбирательного действия (кассетные боеприпасы. – Ред.), оно запрещено к применению в населенных зонах, и его использование может рассматриваться как военное преступление», - говорится в отчете организации.
После расследования в Восточной Украине, осуществленного в течение недели представителями организации, Human Rights Watch задокументировала широкомасштабное использование кассетных боеприпасов во время боевых столкновений между правительственными силами и пророссийскими боевиками. «И хотя не всегда возможно было точно определить, кто был ответственен за большинство обстрелов, некоторые доказательства указывают на правительственные войска, - указано в отчете. - Работник Международного комитета Красного Креста был убит во время одного из залповых обстрелов 2 октября».
«Мы были шокированы таким широким применением оружия, запрещенного во многих странах, - заявил Марк Хизней, главный научный сотрудник по исследованию вооружений в Human Rights Watch. - Украинское правительство должно немедленно взять на себя обязательство не использовать кассетные боеприпасы и присоединиться к Договору о запрете на применение данного оружия».
Бомбовые кассеты - это авиационный боеприпас в виде тонкостенной авиабомбы, начиненной авиационными минами или мелкими бомбами различного назначения, напоминают в организации. Во время сбрасывания бомбовой кассеты они разлетаются вышибным или разрывным зарядом на определенной высоте над целью, попадая во все, что находится в данный момент в зоне поражения. Ввиду несовершенства взрывателей суббоеприпасы бомбовых кассет часто не взрываются, фактически превращаясь в противопехотные мины.
На данный момент 114 государств присоедились к Договору о запрете применения кассетных бомб, но Украины среди этих стран нет.
«Есть достаточно убедительные доказательства того, что правительственные Вооруженные силы были ответственны за применение кассетных бомб во время нескольких атак на центр Донецка в начале октября, - отмечает Human Rights Watch. - Помимо доказательств на месте взрыва, указывающих на то, что снаряд прилетел из подконтрольной правительству зоны, некоторые очевидцы говорят, что видели запуски снарядов в сторону Донецка именно в день и час атак на город. Журналист New York Times проследил движение некоторых снарядов, которые упали, не взорвавшись, и установил траекторию полета».
В 12 случаях залпового обстрела, задокументированных организацией, шесть человек погибли и десятки были ранены. Реальное количество жертв может быть больше, поскольку не все залповые атаки были расследованы и не во всех случаях было возможно установить, какое оружие послужило причиной смертей и ранений, учитывая массовый обстрел различными видами оружия.
Кассетные боеприпасы имеют маркеры и оставляют характерный след от взрыва. Так, по некоторым осколкам снарядов, найденным в зоне взрыва, представителям Human Rights Watch удалось идентифицировать оружие. Организация достоверно установила, что были использованы «Ураган» (реактивная система залпового огня калибра 220 мм) и «Смерч» (реактивная система залпового огня калибра 300 мм). Human Rights Watch задокументировала и сфотографировала осколки 16 ракет типа «Ураган» и 6 ракет типа «Смерч». В целом эти 22 ракеты содержали в себе 912 отдельных мелких бомб. Точное число кассетных бомб, примененных во время конфликта, неизвестно.
Украинское правительство не опровергло и не подтвердило использование кассетных боеприпасов, не ответив на письмо Международной коалиции против кассетных боеприпасов, отправленное в июле, а также на письмо Human Rights Watch от 13 октября.
Организация допускает, что пророссийские силы также применяли кассетные бомбы, и призывает обе стороны немедленно взять на себя обязательство не использовать кассетные боеприпасы, присоединившись к Договору о запрещении применения данного оружия.
«Применять залповые снаряды в населенных мирными людьми зонах предельно безответственно, и те, кто позволил провести данные атаки, должны ответить по всей строгости. Лучшим способом продемонстрировать заинтересованность в защите гражданского населения является обещание прекратить использовать кассетные боеприпасы. И украинское правительство должно сделать это немедленно», - заявил Хизней.
Задокументированное Human Rights Watch применение кассетных боеприпасов
Донецк
Согласно доказательствам, собранным Human Rights Watch, по меньшей мере пять «Ураганов» было применено в атаках на Донецк в начале октября, и эти доказательства говорят, что ракеты были выпущены из подконтрольных правительству зон, в частности возле деревни Новомихайловка, что к юго-западу от Донецка.
Во время атак действовало официальное перемирие, но активные бои продолжались вокруг аэропорта города Донецка, приблизительно в шести километрах от зоны взрыва бомб. К тому же все снаряды были сброшены в пределах одного километра от административного здания госадминистрации, оккупированного пророссийскими боевиками, – оно, скорее всего, и было целью атак. Повстанцы не пустили представителей Human Rights Watch на захваченную территорию, но представители организации могли видеть, как боевики устанавливали двуствольную зенитную пушку.
Согласно военным законам, повстанческие силы, как любая другая сторона конфликта, обязана сделать все, чтобы избежать бомбежки густонаселенных зон, и использование залповых снарядов одной стороной не оправдывает их применения другой стороной конфликта.
2 октября, после 17:00, снаряды ударили по трем местам к юго-западу от улицы Университетская, в центре Донецка. Обнаруженные в трех различных местах снаряды указывают на то, что они были выпущены из трех различных орудий. Human Rights Watch ранее установила, что повстанческие силы оккупировали близлежащее общежитие, но организации не удалось доказать, что это было так на момент атаки.
Один боевой заряд ударил в крышу супермаркета по адресу ул.Университетская, 80а. Организацией были идентифицированы 15 точек удара на самой крыше и 9 очагов на близлежащих территориях. Большой кратер в северной части супермаркета образовался, скорее всего, от удара ракетного двигателя.
Лоран ДюПаскье, 38 лет, швейцарец, работник Международного комитета Красного Креста, который на момент атаки вышел из офиса организации, расположенной в том же здании, погиб на месте. В то же время точная причина его смерти не была установлена. Human Rights Watch задокументировала наличие двух кратеров, появившихся вследствие воздушной атаки, похожей на залповый снаряд. Тело ДюПаскье было найдено между этими кратерами. В 20 метрах от офиса Красного Креста Human Rights Watch обнаружила также осколки подзаряда 9Н210 и часть кольца, при помощи которого стабилизирующие лопасти крепятся к самому подзаряду.
Когда одна ракета ударила в супермаркет, еще одна ракета, выпущенная из другого «Урагана», ударила в асфальтированную дорогу к юго-востоку от здания по улице Университетской, 94. Human Rights Watch задокументировала один большой кратер на месте взрыва и дюжину маленьких в окрестностях. Близость расположения кратеров доказывает, что снаряд не сработал как должно, но взорвался чуть позже обычного, таким образом покрывая меньшую территорию. На следующий день после атаки журналисту New York Times удалось исследовать место взрыва и сфотографировать один неразорвавшийся подзаряд и многочисленные осколки взорвавшихся, включая черный пластиковый вкладной ствол, несущий 2-граммовый осколок боеприпаса заданного дробления внутри подзаряда 9Н210.
Подзаряды третьей ракеты ударили в здание по улице Университетской,100б и близлежащей территории. Human Rights Watch задокументировала по меньшей мере три кратера возле здания и обнаружила кассетную головную часть ракеты «Ураган» (та часть ракеты, которая несет подзаряды до того момента, как они разлетаются по территории), упавшую в кусты с юго-западной стороны от здания. Местные жители сказали, что много подзарядов ударили в крышу, но представители организации не смогли попасть туда.
Географическое расположение кратеров доказывает, что заряды прилетели с юго-запада, что указывает на то, что заряды были пущены со стороны украинских военных сил.
Два очевидца подтвердили, что 2 октября ракеты ударили по Донецку с юго-западной стороны. Местный житель, который на момент атаки ехал на автомобиле через село Новомихайловку, утверждает, что видел несколько ракет, выпущенных с южной стороны деревни. Вскоре после этого ему позвонила жена, находившаяся в городе, и сказала, что ракеты ударили по центру Донецка.
Местный житель Солодки, села к юго-западу от Новомихайловки, сообщил Human Rights Watch, что видел запуск ракет с северо-западной стороны Солодки. С различных точек наблюдения два очевидца описали и подтвердили место запуска ракет с территорий, подконтрольных киевскому правительству.
Также 2 октября подзаряды из другого «Урана» ударили по зданию службы спасения по адресу: улица Артема, 157 в Донецке. Human Rights Watch изучила кратеры и осколки ракеты, включая маркированные части, доказывающие их принадлежность ракете «Уран», несущей подзаряды 9Н210. Часть ракеты пробила крышу и упала на пол офиса на третьем этаже.
Утром 5 октября по крайней мере две ракеты типа «Ураган» ударили по микрорайону 5-й участок, что в Киевском районе Донецка. Подзаряды одной из ракет ударили в перекресток улиц Радужная и Звягильского.
Human Rights Watch задокументировала 11 кратеров на ул. Звягильского, модель осколков на близлежащих оградах указывает на их принадлежность ракетам типа «Ураган». Организация также нашла осколки подзарядов на месте удара.
В результате атаки был ранен 37-летний мужчина, который на момент удара работал в своем дворе. На данный момент он все еще находится в больнице.
«Вначале я даже не понял, что произошло. Я услышал громкое «бам!» и оглох. Затем почувствовал удар в спину, пролетел два или три метра – и меня забросало пылью и землей. Это было как волна. Когда слух вернулся, я начал медленно подниматься и почувствовал что-то липкое, текущее по спине и ногам. Я понял, что это кровь», - рассказал пострадавший.
В больнице врачи обнаружили у раненого осколки в ногах, спине и руках. Один из осколков проткнул легкое. Пострадавший показал представителям Human Rights Watch свои рентгеновские снимки, на которых отчетливо видны три одинаковых осколка в груди и плече. Организация идентифицировала фрагменты как 2-граммовые осколки боеприпаса заданного дробления внутри подзаряда 9N210, переносимого исключительно ракетами типа «Ураган».
Второй заряд ударил по жилой зоне между улицами Парковская и Косиора, в 500 метрах к западу от первого места удара. Human Rights Watch идентифицировала несколько кратеров, а местные жители отдали осколки подзарядов, найденные после атаки. По меньшей мере один мирный житель был ранен в ногу осколком.
В то же время еще один залп ударил по соседней улице Кальмана, в результате чего по крайней мере два дома были охвачены огнем. Human Rights Watch не удалось установить, была ли это атака кассетными боеприпасами.
Видео, на котором зафиксированы осколки ракеты, лежащие на земле возле здания по ул. Косиора, 22, указывают на то, что снаряд был выпущен с юго-запада. Подтверждая данные находки, житель Новомихайловки сказал в интервью журналисту New York Times, что утром 5 октября он видел запуск ракет с южной части села.
Журналист New York Times проследил направление полета ракеты и отправился на юг от Новомихайловки, где жители нашли осколки ракеты в поле. Здесь Human Rights Watch и журналист обнаружили осколки трех ракет типа «Ураган» и одну ракету типа «Смерч», которые, по-видимому, не сработали сразу после запуска. Наличие этих отказавших снарядов четко устанавливает траекторию полета ракет, подтверждая, что они были выпущены с подконтрольной правительству зоны к югу от Новомихайловки.
Старобешево
Утром 24 августа кассетные бомбы ударили по Старобешево, городу, который расположен в 35 километрах к юго-востоку от Донецка. На момент атаки правительственные силы контролировали большую часть города. Сотрудник местной больницы сказал, что в результате атаки погибли трое гражданских и 17 были ранены.
Среди убитых - 80-летняя Раиса Лефтерова. Вот что ее муж рассказал Human Rights Watch:
«Утром Раиса пошла в магазин - а затем упала бомба. Снаряд взорвался и выбил окно. Она стояла как раз возле окна, и осколком стекла ей перерезало сонную артерию. Люди начали кричать: «Дядя Ваня! Дядя Ваня! Тетю Раю убило!» Я подумал, что это невозможно, так как она была дома и отдыхала. Но оказалось, что она пошла туда. И была убита».
Другой местный житель - Иван Борлов, который был ранен в результате атаки, рассказал:
«Сначала был грохочущий звук, а потом начали падать бомбы - бум, бум, бум. Взрывная волна прошла через мой дом. Потом мы нашли много неразорвавшихся вокруг. Они застряли в земле. Некоторые торчали в саду соседа. Одна торчала из крыши соседнего дома».
Human Rights Watch исследовала ударные кратеры на местах, где была убита Лефтерова и ранен Борлов. Организация также обнаружила осколки снарядов в этих двух местах и хвостовую часть ракеты типа «Смерч» возле здания местной администрации, установив, таким образом, что город был атакован ракетой типа «Смерч».
Во время атаки 24 августа правительственные и повстанческие силы боролись за город, который на тот момент контролировался украинской армией. Один из местных жителей рассказал Human Rights Watch, что повстанцы начали теснить армию 26 и 27 августа. 26 августа, спустя два дня после атаки, пророссийские силы заявили, что установили контроль над городом.
Положение хвостовой части ракеты указывает, что снаряд был выпущен со стороны юго-востока. При максимальной дальности полета в 70 км и наличии украинско-российской границы в 30 км от места удара - можно допустить, что ракеты были выпущены либо с подконтрольной украинскому правительству зоны к юго-востоку от Старобешево, либо с российской территории. Пресс-служба комитета по антитеррористическим операциям украинского правительства утверждает, что кассетные бомбы были выпущены с территории России. Human Rights Watch не смогла достоверно и точно определить ответственных за атаку.
На базе повстанцев в городе организация видела семь невзорвавшихся подзарядов 9Н235, кассетную головную часть ракеты «Ураган» со всеми подзарядами внутри и одну кассетную головную часть другой ракеты «Ураган». Повстанцы сообщили Human Rights Watch, что уничтожили три полные ракеты типа «Ураган» в день визита организации и что этот участок был атакован похожими ракетами множество раз. «В полях полным-полно этих снарядов, и селяне просто не могут работать», - сказал один из местных жителей.
Human Rights Watch не смогла точно установить, кто выпустил ракеты типа «Ураган» и подзаряды, собранные повстанцами, или когда они были выпущены.
Макеевка
Сотрудник службы по чрезвычайным ситуациям города Макеевки (подконтрольный повстанцам город к востоку от Донецка) сообщил Human Rights Watch, что были обнаружены осколки ракет и подзарядов по крайней мере в трех местах.
Он сказал, что снарядами убило двух человек 19 и 20 августа возле ж/д станции в городе - там же были найдены осколки. Второй снаряд разорвался возле пропускного пункта к северо-востоку от города, что предполагает правительственную атаку. Human Rights Watch изучила кассетную головную часть ракеты типа «Ураган» на пропускном пункте.
Третий снаряд ударил по макеевскому поселку Ханжонково, на тот момент подконтрольному повстанцам. Human Rights Watch посетила поселок и подтвердила применение кассетных бомб. Местный жителей показал организации осколки снарядов, собранных на месте удара.
Иловайск
Human Rights Watch задокументировала применение кассетных бомб за пределами села Грузско-Ломовка возле города Иловайска. Хвостовая часть ракеты типа «Ураган» торчала в земле в двух километрах к северо-западу от деревни.
Организация также сопровождала команду по разминированию в поле, расположенном к западу от Иловайска, где были найдены неразорвавшиеся снаряды.
Журналист New York Times показал организации фото хвостовой части ракеты типа «Смерч», упавшей в сарай к северо-западу от Иловайска. Местные жители утверждают, что ракета упала где-то между 25 и 29 августа, когда повстанцы отвоевывали контроль над городом у правительственных войск. Угол падения ракеты указывает, что она была выпущена с северо-запада.
Новосветловка, Луганская область
В деревне Новосветловка, расположенной к югу от Луганска, Human Rights Watch задокументировала применение по крайней мере шести ракет типа «Смерч» и двух неопознанных кассетных бомб.
Украинские силы вошли в деревню 13 августа, но были вынуждены отступить 28 августа. Деревня сильно пострадала из-за активных боев, по словам медицинского персонала местной больницы, больше ста человек погибли в результате обстрелов.
Работник сельскохозяйственного колледжа в Новосветловке сказал, что кассетная бомба упала позади колледжа где-то утром 8-10 августа. Студенты в это время были на каникулах, так что никто не пострадал. Human Rights Watch задокументировала десятки кратеров и обнаружила множество осколков снарядов. Организация также нашла и пометила отказавший подзаряд в траве за строениями колледжа.
В самом селе Human Rights Watch нашла кассетную головную часть ракеты типа «Ураган» и множество ударных кратеров, а также стабилизирующие лопасти одного подзаряда. Очевидный угол падения головной секции и расположение двух кратеров указывают, что снаряд прилетел с северо-запада.
Human Rights Watch задокументировала осколки по крайней мере шести ракет типа «Смерч», упавшие на поле к юго-востоку от Новосветловки. Два отказавших боевых элемента 9Н235 лежали неподалеку. Положение хвостовых частей указывало на то, что ракеты прилетели с северо-запада, но организации не удалось установить, кто выпустил ракеты, так как и правительственные, и повстанческие силы находились в пределах полета ракет.