Подходы Национального банка Украины к регулированию ситуации на валютном рынке не выдерживают критики. Такое мнение в комментарии корреспонденту ForUm’а высказал экс-министр экономики, народный депутат ВО «Батькивщина» Сергей Терехин, комментируя действия НБУ по насыщению финансового рынка валютой.
«Мне глобально не нравятся подходы Национального банка. Мы такое проходили в 1994-95 годах, когда был официальный курс, а валютно-кредитный комитет распределял кому-то деньги и брал за это взятки. Как ни парадоксально, но я пошел в отставку, когда начались игрища с курсом», - возмутился он.
Терехин подчеркнул, что в свое время в Декрете о валютном регулировании были четко прописаны подходы к участию Центрального банка, эмиссионного банка к управлению государственными валютными резервами. «Там все написано. Но в начале 2000-х годов были внесены изменения в непрофильный, невалютный закон о Национальном банке: прописана анкетная норма, по которой Нацбанк может что хочет - запретить, что хочет - изъять», - напомнил он.
«Теперь же, вместо того чтобы успокоить тех, кто хочет купить валюту, – нагнали ажиотажа. Поймите, это катастрофический отток гривневых депозитов и выход их на наличный валютный рынок. Неправильно так действовать», - акцентировал экс-министр экономики.
Также Терехин подчеркнул, что давно нужно оценивать все не в долларах США, а в национальной денежной единице. «У нас привыкли все оценивать в иностранной валюте. Нам нужно перестать думать с валютными оговорками. Не долларами думать, а гривней. Нужно прописать (законодательно. - Ред.) все так, как гласит Конституция: что не гривня приравнивается к валюте, а евро и доллар - к гривне. Ментально курс сегодня пугает, а прием, о котором мы говорим, – наоборот, будет действовать на успокоение. Для этого нужна только инструкция Нацбанка», - предложил нардеп.
«Опять же, есть известные приемы по индикативному курсу. Например, для нашей страны, у которой открытая экономика, национальный доход более 60% зависит от экспорта и импорта, то есть от валютных поступлений, подошла бы концепция, которую некоторые экономисты называют «змея в туннеле». То есть: НБУ ставит верхнюю и нижнюю границу. И если (курс. – Ред.) пересекает ее, выходит и либо скупает (валюту. - Ред.), либо, наоборот, проводит интервенцию», - уверен Терехин.
Он также обратил внимание на оперирование государственными валютными резервами. «У нас есть государственный валютный резерв, оператором которого является НБУ. Напоминаю, это резерв не Нацбанка, а страны. Получается, что НБУ воюет со всеми банками. В то же время во всем мире банкам позволено создавать рынок вторичных продуктов, то есть страховать валютные риски, продавать индексные инструменты, фьючерсы, проводить валютные аукционы. Это делается для того, чтобы один банк спекулировал против другого банка, а не против валютного резерва. Об этом все знают, понимают, как работать. Но что с Гонтаревой – я не знаю», - недоумевает Терехин.