В Министерстве юстиции Украины и Кабинете Министров выступают за открытие данных имущественных реестров.
Об этом во время круглого стола в рамках первого государственного хакатона «Гос-хак 2014» сказал министр юстиции Павел Петренко, сообщает пресс-служба профильного ведомства.
«Минюст и правительство имеют общую и однозначную позицию по этому вопросу – реестры должны быть открытыми. Убежден, что и следующий состав парламента будет иметь такую же позицию. Поэтому у меня нет сомнений, что соответствующий закон будет принят», – подчеркнул Петренко.
Как отмечает Петренко, задачей Минюста является обеспечение публичности реестров и защита системы от внесения неправдивой информации, поэтому гражданин должен иметь возможность узнать об объекте недвижимости, о бизнесе, о предприятиях из публичного реестра.
«Только так можно дать толчок к привлечению инвестиций в украинскую экономику и привлечь к ответственности тех, кто имеет неправомерные доходы», – подчеркнул министр.
По мнению Петренко, противниками открытия реестров являются только те, кто скрывают свое реальное имущественное положение и свои реальные доходы. «Украинское общество требует открытости, чтобы за закрытыми реестрами не прятались госслужащие, которые по декларации беднее церковной мыши, а живут в домах стоимостью в несколько миллионов долларов», – акцентировал он.
По его словам, закрытость реестров породила «черный рынок», где можно приобрести любые данные.
«Все реестры можно купить свободно на «черном рынке». Есть четкие прайс-листы. Для примера, база налоговой стоит всего 100 долларов, база физических лиц – 200 долларов, база ГАИ – 150 долларов. При этом эти данные находятся вне правового поля и используются как раз мошенниками», – сообщил министр юстиции.
В то же время Петренко отметил, что в свое время в Грузии, которая обеспечила свободный доступ к реестрам несколько лет назад, также было много опасений, однако со временем практика доказала их беспочвенность.
«В Грузии также велись дискуссии относительно проблем, которые могут возникнуть после открытия доступа. Грузия, как и Украина сейчас, в период открытия реестров находилась под атаками внешнего агрессора. Скептики тогда также говорили, что после открытия начнут массово появляться случаи злоупотреблений и махинаций. Но через год использования открытых реестров, по статистике, которую вели местные правоохранительные органы, количество махинаций уменьшилось в разы», – резюмировал министр.