Украина в последние месяцы приковала к себе внимание, прежде всего сводками боевых действий на юго-востоке страны. Но в последнее время у многих все чаще возникают вопросы не только о военной, но и об экономической политике руководителей этого государства. Что же происходит с денежной системой этой страны – «Аргументы и Факты» поинтересовались у бывшего председателя национального банка Украины Сергея Арбузова.
- Вы один из самых успешных председателей Национального банка Украины, чей авторитет в этой сфере получил международное признание. В настоящее время украинская национальная валюта переживает непростые времена. С чем, по Вашему мнению, связано стремительное падение гривны по отношению к доллару США?
- То, что происходит на валютном рынке - закономерное последствие действий Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины (НБУ). Прежде всего, это касается абсолютно авантюрного решения «перепрыгнуть» в один момент из системы коридора валютного курса в состояние его нерегулированного плавания. Решения, последствия которого усугубил тот факт, что люди, выдвинутые Майданом в руководство НБУ и экономического блока Кабмина, понятия не имели, что такое плавающий валютный курс и какими в таком случае должны быть действия регулятора.
Несколько месяцев новая власть сидела и пассивно наблюдала за происходящим на валютном рынке, веря, что его участники самостоятельно определят некий справедливый курс. И рынок действительно это сделал. Но при этом дал оценку и бездействию регулятора, и войне, полыхающей на востоке страны, и отсутствию внятного экономического курса у нового Кабинета министров.
Можно финансировать бюджетные расходы за счет эмиссии, но наивно ожидать при этом оптимизма рынка. Только за первые пять месяцев этого года НБУ профинансировал более 15% всех расходов государства, центробанком было выдано несколько десятков миллиардов гривен рефинансирования коммерческим банкам. Это все «пустые» эмиссионные деньги, создающие огромные риски для экономики уже в среднесрочной перспективе. И бессмысленно сейчас упрекать рынок за то, что он отреагировал на происходящее, избавляясь от ненадежного актива, в который превратили гривну действия новой власти.
- По Вашему мнению, есть экономические основания для падения гривны. И речь не идет о спекулятивном давлении на курс?
- Я думаю, что сейчас присутствуют оба фактора. Спекуляции - это часть экономики и уж точно значительная часть украинского валютного рынка. При этом важно понимать, что отсутствие государственной курсовой политики и эффективных действий регулятора провоцируют соответствующие спекулятивные действия со стороны банков. Попытки раскачать курс падают на благодатную почву. Никто в стране уже не верит, что власть сможет удержать курс доллара на низком уровне. Бизнес и население допускают новую волну подорожания валюты.
В такой ситуации крайне нужны грамотные действия регулятора, которые успокоили бы рынок и пресекли попытки искусственно раскачивать курс. Но их нет. Вместо этого мы видим лишь шараханье из стороны сторону и слышим панические заявления.
Нацбанк Украины выходит на падающий рынок и покупает там 100 млн долларов, провоцируя дальнейшую девальвацию, а через несколько дней, напугавшись последствий своих же действий, выбрасывает 500 млн, чтобы погасить пожар. В Киеве это сейчас называется «участие НБУ в торгах на межбанке». Хотя, на самом деле, это обычный непрофессионализм.
- Как в таких условиях платить кредиты людям, которые брали их в долларах?
- Об этом стоит думать не только людям, но и руководству страны. Ведь, очевидно, что проблема валютных заемщиков при курсе в 13-14 гривен за доллар превращается в проблему всей финансовой системы. Я считаю, что срочно должна быть принята программа господдержки заемщиков, а также банков, - всех, кто стал заложником непродуманной политики государства. Мы в свое время разрабатывали такую программу, несмотря на то, что при курсе в 8 гривен за доллар она была не столь актуальна. Тем не менее, наработки есть и новому руководству НБУ стоит обратить на них внимание. Если же Нацбанк продолжит смотреть на происходящее с позиции страуса, в надежде, что все решиться само собой, то впереди нас ждут неплатежи, банкротства банков, коллапс финансовой системы и крах экономики.
- Что может сделать Национальный банк в нынешних условиях для стабилизации ситуации на валютном рынке?
- Делать то, что он обязан делать согласно закону. НБУ в соответствии с Конституцией Украины обязан поддерживать стабильность на валютном рынке и у него есть для этого все необходимые механизмы и полномочия. В свое время мы показали, что можно поддерживать стабильный курс даже в условиях мирового кризиса, падения ВВП и крайне низкого уровня доверия населения к национальной валюте. Все, что для этого нужно - работать, а не ждать, пока приедет МВФ и решит все наши проблемы.
Никакие транши не спасут гривну, если не будут устранены фундаментальные причины, порождающие девальвацию. И одна из таких причин - вопиющий непрофессионализм людей, принимающих сейчас решения в области госфинансов и курсообразования.
- Чем стране и гражданам грозит технический дефолт?
- Произойдет обесценивание ранее вложенные инвестиций внешних и внутренних инвесторов. Обвал финансового рейтинга страны, рост стоимости внешних заимствования как для госзаймов, так и частных инвесторов. Неизбежно взлетят кредитные ставки внутри страны при одновременном падении темпов и качества внутренних расчетов. А это уже долгоиграющий удар по всей экономике. Появление огромного количества необеспеченной денежной массы неизбежно приведет к гиперинфляции, росту цен на основные продукты и энергоносители. Девальвация национальной валюты – прямой путь к обнищанию граждан посредством обесценивания их сбережений и собственности. И, разумеется, как следствие - снижение налоговых сборов и качества соцвыплат.
- Как быть людям в этой ситуации? Есть ли надежда сохранить свои сбережения?
- Я всегда был сторонником того, что хранить деньги лучше в национальной валюте. До последнего времени это было не только патриотично, но и выгодно. Однако, я понимаю опасения тех, кто боится сейчас нести гривну в банки, видя непрофессионализм власти. Поэтому сейчас я бы посоветовал обратить внимание на инструменты, защищенные от курсовых колебаний. Например, на индексированные государственные бумаги, номинированные в гривне, но привязанные к курсу доллара. Те инвесторы, кто выбрал подобный вариант в предыдущие годы, не прогадали.
- В последнее время все чаще звучит слово "дефолт". Возможна ли, по Вашему мнению, ситуация, когда Украина не сможет рассчитываться по своим долгам?
- К сожалению, дефолт не просто угроза. Это реальность. Технический дефолт в банковской системе уже наступил. Многие банки просто не выдают вклады. Знаю иностранные компании, которые не смогут вернуть инвестиции… К сожалению, при курсе в 13 гривен за доллар юридическое признание факта дефолта - вопрос времени. Это, кстати, признает и нынешнее руководство страны, понимая, что скрывать уже нечего. Недавно рейтинговое агентство Fitch снизило рейтинг Украины в национальной валюте с уровня В- до ССС. Это так называемый «чрезвычайно спекулятивный» уровень - констатация наличия серьезных проблем в экономике государства. Финансовая система Украины в шаге от пропасти. Но будет ли сделан этот шаг - пока еще зависит от руководства Кабмина и НБУ.