Внедрение механизма НДС-счетов – это фактически введение налога с оборота, который заморозит 1/5 оборотных средств предприятия, и приведет к повышению потребительских цен. Об этом на своей странице в сети Facebook написал экс-министр доходов и сборов Украины Александр Клименко, комментируя инициативу правительства о введении НДС-счетов.
«Это, по сути, введение военного положения в экономике страны», - считает он.
«Сегодня я хочу обратить ваше внимание на так активно распиаренную премьер-министром Арсением Яценюком и главой Госфиска Игорем Билоусом тему НДС-счетов, которая была представлена ими как просто таки моментальный рецепт решения всех проблем с НДС. И обнал якобы сразу же исчезнет, и возмещение будет почти мгновенным», - отмечает экс-министр и добавляет, что «все бы хорошо, если бы даже не одно, а сразу много НО».
«Почему Яценюк готов внедрить меры, от которых в свое время из-за протестов бизнеса отказались правительства Януковича в 2004 и 2006 годах, правительство Тимошенко в 2010?! Почему в погоне за наполнением бюджета правительство готово добить окончательно еще пытающийся выживать в этой стране бизнес, лишив его 1/5 оборотных средств? Почему правительство идет сознательно на создание предпосылок для дальнейшего повышения цен на потребительские товары? Неужели ему настолько безразличны его граждане?», - задается вопросами Клименко.
Далее он детально раскрывает схему работы НДС-счетов. Так, для каждого предприятия-плательщика НДС, помимо его расчетного счета, необходимо будет создать отдельный НДС-счет для обслуживания расчетов по НДС. С этой целью правительство даже планирует создать отдельный НДС-банк при Госказначействе или при НБУ. Согласно предложенной схеме, покупатели уплачивают суммы НДС с текущих собственных счетов на НДС-счета продавцов на дату первого из событий: оплата стоимости товаров/услуг или их поставок. При этом плательщики не смогут свободно снимать или переводить средства со своих НДС-спецсчетов. Более того, остатки на НДС-счетах на конец отчетного периода могут автоматически пересчитываться государством в счет погашения обязанностей плательщика по НДС.
Экс-министр обращает внимание на такой момент: «Согласно проекту Госфиска, средства на НДС-счетах являются собственностью не плательщика налогов, а государства (!). Информация о движении и остатках средств на таких счетах не является банковской тайной и Госфиск будет иметь к ней доступ. При этом плательщик НДС, который проводит торговые операции за наличные деньги, разделяет выручку на две части, и сдает сумму полученного от покупателей НДС на свой НДС-счет, остаток выручки – на текущий счет».
Клименко отмечает, что он лично принимал участие в рабочей группе, которая была создана при налоговой службе в 2010 году, и которая как раз прорабатывала проект введения НДС-счетов, и отмечает, что «введение спецсчетов для НДС имеет больше недостатков, чем преимуществ. Поэтому их и нет нигде в Европе! Во всех странах, где был внедрен механизм НДС-счетов (а их можно пересчитать по пальцам), носил исключительно фискальный характер – увеличение поступлений в бюджет, и привел к значительному удорожанию ведения бизнеса».
По сути, отмечает экс-министр, НДС-счета – это введение дополнительного налога на оборот. Фактически бизнес будет вынужден заморозить 1/5 своих оборотных средств, которые сейчас он использует на свое усмотрение – на инвестиции в бизнес, погашение кредитов, выплату заработной платы и так далее. Теперь, по задумке Госфиска, эти средства будут принадлежать не плательщику, а государству. Например, если предприятие работает в основном за счет кредитных линий банков, то замораживание оборотных средств на НДС-счете поставит под угрозу само его существование.
«Думаю, также излишне говорить, как отразится на работе предприятия, которое производит расчеты с контрагентами преимущественно в наличной или неденежной форме, обязанность постоянно пополнять НДС-счет со своего расчетного счета», - пишет экс-министр и добавляет, что «вряд ли также плательщику будут возвращены и переплаты, которые образуются на его НДС-счете и автоматически будут списываться в бюджет».
Клименко отмечает, что введение НДС-счетов приведет к ухудшению инвестклимата в Украине и оттоку инвесторов. При этом отмечает эксперт, «у бухгалтеров работа будет всегда: даже страшно представить, насколько увеличится нагрузка на них и сколько времени им необходимо будет потратить, чтобы разобраться с этой запутанной системой НДС-счетов».
Далее экс-министр отмечает необходимость принятия десятков законодательных изменений и предполагает, что бизнес постарается переложить часть нагрузки на плечи потребителей. «А это означает новый виток роста цен на все потребительские товары, в т.ч. и продукты питания, лекарства, бензин и т.д., список можно продолжать до бесконечности», - пишет Александр Клименко и прогнозирует, что «если даже у г-на Яценюка хватит глупости прислушаться к этим псевдореформаторским идеям, заявленная цель – отказ предприятий от обнала – все равно достигнута не будет. Как известно, природа не любит пустоты: новые схемы лже-экспорта и обнала будут созданы сиюминутно».
Также Клименко задается вопросом «почему в этой ситуации молчат ведущие бизнес-ассоциации, так рьяно защищающие интересы бизнеса? Их разве не пугает, что поддержанные ими же самими руководители Госфиска, МЭРТ, Минфина совсем не стесняются экспериментировать с бизнесом и ставить под угрозу весь частный сектор в целом, вытаскивая из нафталина не первой свежести идеи, от которых уже отказались во всем мире и неоднократно – в Украине?».
Экс-министр считает, что саму идею введения НДС-счетов нужно обязательно обсудить с бизнесом и, как вариант, попробовать внедрить в качестве пилотного проекта в отдельной отрасли или регионе.
«В любом случае, НДС-счета - это по сути введение военного положения в экономике страны. А особенность военного положения, как все мы знаем, это когда государство делает и даже думает за нас», - подытожил Клименко.