На выходе из газового кризиса Украина оказалась в неожиданно хороших условиях – подписанные соглашения дали возможность покупать газ у восточных соседей по максимально выгодной цене. При этом, сохранив в собственности газотранспортную систему. Все соглашения подписаны с условием «зеркальной» ценовой политики. То есть, в случае изменения цены на поступающий газ, украинское правительство автоматически изменит тариф на транзит топлива через территорию Украины, отрегулировав, таким образом, ценовой зазор. Вопреки мрачным прогнозам Украине удалось построить наиболее выгодные отношения с Россией в отрасли газа, по сравнению со всеми странами, которые приобретают голубое топливо из российских хранилищ. Не смотря на то, что развязку газового конфликта скорее можно назвать хэппи-эндом, политики из лагеря оппозиции всё же оставляют за собой право написать эпилог.
Договор о создании совместного предприятия – альянс или пакт о ненападении?
Глава Национальной Акционерной Компании «Нафтогаз-Украины» Алексей Ивченко, на пресс-конференции 7 февраля, сообщил, что подписанное с «Газпромом» соглашение – не отменяет межправительственные протоколы, а лишь замещает их. За газ, который был израсходован Украиной в январе (тогда баланс поставок ещё не был оговорен сторонами), расчёт будет происходить в рамках уже подписанных соглашений.
Напомним, 4 января главами национальных газовых корпораций России и Украины, а также правительствами обеих стран было подписано соглашение об условиях поставок газа в полном объеме. Почти через месяц, 2 февраля, Кабмин принял решение о создании совместного предприятия, на баланс которого и будет поступать голубое топливо от посредника и соучредителя – швейцарской компании «РосУкрЭнерго». СП находится под контролем двух учредителей – 50 процентов акций принадлежит НАК «Нафтогаз-Украины», остальное – «РосУкрЭнерго». Согласно подписанному договору, посредник будет поставлять новосозданному предприятию «Укргаз-Энерго» топливо по цене 95 долларов за 1000 кубометров вплоть до 2010 года. Договором также обозначено, что объёмы поставок газа будут ежегодно возрастать. Предполагается, что в нынешнем году РУЕ продаст «УкрГазЭнерго» 32 млрд. кубометров газа. В 2010 поставки увеличатся почти вдвое и составят 60 млрд. кубометров.
Основное требование украинской стороны, при подписании соглашения и учреждения СП, было удовлетворено – активы газотранспортной системы и подземных хранилищ Украины не могут быть занесены в статутный фонд «УкрГазЭнерго». Вместе с тем, ставка за содержание газа в украинских хранилищах осталась неизменной – $2,25 за 1000 кубометров. По мнению промышленных экспертов, эта сумма могла быть и выше, однако подписанные ранее протоколы исключают возможность пересмотра этой цены. Официальные источники из «Нафтогаза» также сообщают, что НАК предлагал содержать в своих хранилищах топливо и других иностранных компаний, однако подобные переговоры пока не увенчались успехом. В контексте такой ситуации аналитики промышленной отрасли активно обсуждают возможность влияния российского «Газпрома» на международные газовые корпорации. Действительно, россиянам это может быть выгодно не только с политической, но и с экономической точки зрения – ведь в условиях отсутствия конкуренции, невысокая ставка 2,25 будет оправданной.
Работа над ошибками
Несмотря на преимущества, которые украинская сторона отстояла в ходе газовых переговоров, нельзя говорить о том, что нынешняя ситуация в сфере поставок и распределения газа в Украине – целиком идеальна с экономической точки зрения. Благодаря подписанному документу были ликвидированы невыгодные схемы транспортировки и продажи голубого топлива за рубежом. Однако НАК «Нафтогаз-Украины» до сих пор вынужден производить убыточные продажи газа субъектам внутри страны. Голубое топливо предоставляется украинцам по значительно заниженным (приблизительно 75 процентов от реальной стоимости) ценам. Глава «Нафтогаза» Алексей Ивченко ранее сообщал, что уже разработана схема, реализация которой позволит сбывать газ внутри страны по ценам поставщика. Этот проект предполагает целевые субсидии лишь для граждан со средним и низким уровнем доходов. Такая реформа также должна затронуть частные предприятия, которые по указу Кабмина получают газ по льготным ценам. Несмотря на то, что предоставляемые сегодня льготы не мотивированы национальными интересами (так как дают предприятиям возможность получать сверхприбыли), исполнительная власть по-прежнему не спешит их упразднять.
Нерентабельные продажи голубого топлива уже привели к тому, что финансовое состояние компании находится под угрозой. По словам Ивченко, в 2005 году «Нафтогаз» перечислил в госбюджет 11 млрд. 250 миллионов гривен. Это рекордная цифра за всю историю существования компании. С одной стороны, увеличенные объемы отчислений в государственную казну говорят об эффективном развитии национальной компании, но с другой стороны, требования правительства к «Нафтогазу» явно завышены и это мешает компании развиваться ещё интенсивней. Глава НАКа отметил, что в 2006 году будет согласован экономически обоснованный финансовый план, который позволит НАК «Нафтогаз-Украины» инвестировать в собственные проекты.
Игра в войну
Между тем, отраслевые эксперты говорят и о положительных аспектах подписанного договора. При создании документа была пересмотрена схема поставки купленного у России газа российским предприятиям, который Украина была вынуждена продавать себе в убыток. В этом контексте также вспоминается нашумевшее заявление Владимира Путина, о том, что украинская энергетика дотируется из российского бюджета на 3-5 млрд. долларов ежегодно. По мнению Путина это происходит из-за якобы льготных цен на газ, которыми Украина пользовалась 15 лет своей независимости. Конечно, российский президент в обращении к своему народу забыл вспомнить о схеме поставок газа российским предприятиям. Ведь тогда стало бы очевидным, что дотации были, но в обратном режиме.
Эта схема, к слову, креатив глав нефтегазового ведомства времён эпохи Кучмы, функционировала на протяжении нескольких лет, позволяя российским предприятиям получать сверхприбыли. А украинским чиновникам, судя по всему, доставались приличные откаты. Вероятно, что именно уничтожение таких теневых схем и вызвало бурю возмущения со стороны псевдореволюционных партий, в состав которых входят чиновники и политики старого режима.
Если раньше мотивы критикующих Ивченко политических деятелей сводились к тому, что НАК не прикладывает достаточных усилий к быстрому решению конфликта и диалог затягивается, то теперь главу «Нафтогаза» обвиняют в чрезмерной поспешности при заключении договоров. Впрочем, не удивительно, что представители отдельных украинских политических сил крайне негативно отреагировали на информацию о достигнутых с Россией договорённостях. Ведь весомый мотив энергетической нестабильности, в котором могла оказаться наша страна без подписанного соглашения, политтехнологи некоторых партий так и не успели использовать перед выборами в украинский парламент. Украина так и не превратилась в замороженный Алчевск…
Информация о том, что НАК «Нафтогаз-Украины» привлекает слишком обширный массив кредиторских займов, также является одним из наиболее востребованных рычагов давления на руководство национальной акционерной корпорации. Однако эти сведения явно не соответствуют реалиям международной кредиторской практики. Дело в том, что деятельность таких предприятий как «Нафтогаз» требует постоянного сотрудничества с кредиторскими структурами. Закредитованность российского «Газпрома», к примеру, находится в диапазоне 65-70 процентов. На пресс-конференции, 7 февраля, Алексей Ивченко сообщил, что ситуация с погашением кредитов остаётся стабильной и никаких проблем с оплатой процентов нет. По словам Ивченко, благодаря репутации «Нафтогаза» как надёжного партнёра, многие иностранные компании предлагают НАКу свои услуги по кредитованию.