'Шалом газават!' - под таким заголовком опубликовал свой материал киевский политический еженедельник 'Зеркало недели'. Он объединил израильское приветствие с русским словом, обозначающим (исламистскую) 'священную войну' и одновременно сделал намек на газовый конфликт с Россией. Важным действующим лицом с января является компания 'РосУкрЭнерго' (РУЭ).
Капитал принадлежит наполовину российскому монополисту 'Газпрому' - он только что приобрел долю, принадлежавшую до этого 'Газпромбанку', - и группе Zentragas, за которой стоят холдинги Ukrinvest и Sangas, оба они зарегистрированы в Вене. Компания РУЭ находится в доверительном управлении австрийского инвестиционного банка Raiffeisen-Investment.
Raiffeisen не может и не хочет говорить о деталях. В результате появилось подозрение, что к ларчику, как перед этим якобы уже в случае с компанией-предшественницей РУЭ 'Еурал', имеет отношение "Brainy Don" (хитрый крестный отец) Семен Могилевич, объявленный ФБР в розыск. Журнал Jane's Intelligence Digest три года назад высказывал предположение, что 'Газпром' отмывал через компанию 'Еурал' деньги. А глава киевской Службы безопасности Александр Турчинов, как сообщал венский журнал Profit, считал, что 'хитрый крестный отец' является кукловодом людей из Zentragas (и таким образом - половины РУЭ). Турчинов был в сентябре уволен. Будет ли продолжено расследование, неизвестно.
РУЭ договором от 4 января обеспечила себе монополию на поставки Украине всего газа, который приходит на российско-украинскую границу, как из России, так и из Средней Азии. РУЭ - посредник; промышленность и частных потребителей газом снабжает киевская компания 'Нафтогаз', которая только что создала с этой целью совместное предприятие с РУЭ. Без РУЭ - нет газа.
Договор подписали: Алексей Миллер, глава 'Газпрома', Алексей Ивченко от компании 'Нафтогаз'; Константин Чуйченко и Олег Пальчиков от РУЭ. Чуйченко, петербургский ученый, как выяснилось, бывший сотрудник КГБ, входит в руководство 'Газпрома' и дружен с Дмитрием Медведевым, заместителем главы 'Газпрома' и соратником Путина. Пальчиков несколько лет назад уже работал в компании-предшественнице РУЭ 'Еурал', его жена, говорят петербуржцы, работала в 'Газпроме'.
Не получается ли так, что 'Газпром' в известной степени заключил договор сам с собой? Имеющий право подписи Ларс Хаусман, находящийся в Цуге, финансовый инспектор по профессии, один из руководителей цюрихской финансовой компании Haussmann und Partner, при подписании договора, во всяком случае, не присутствовал.
Но о чем же договорились четверо господ документально? 'Зеркало недели', критическая еженедельная газета, делает следующий вывод: 'Газпром' официально выходит из игры; РУЭ поставляет газ. Компания 'Нафтогаз' может продавать газ РУЭ за границей. Установленная конечная цена на газ в размере 95 долларов США за тысячу кубических метров, воспринятая с эйфорией киевскими политиками, действует лишь в первой половине 2006 года. Формула последующего ценообразования согласована не была; ее затем будет диктовать лидер рынка 'Газпром', который только один может поставлять природный газ из России и Средней Азии. Действующие сегодня украинско-туркменские договоры теряют силу без всякой их замены другими.
РУЭ, правда, вложит до середины 2006 года в украинскую сделку полмиллиарда долларов США, но заработает, по меньшей мере, в пять раз больше на перепродаже газа на Западе. Половину прибыли получит 'Газпром', вторую половину - другие неназванные владельцы РУЭ, которые, как предполагает московская газета 'Коммерсант', увеличат свою долю на рынках Западной Европы и государств СНГ 'с нынешних четырех до одиннадцати-двенадцати процентов'. Это договор между компаниями, а не между государствами. В юридическом плане правительство в Киеве не может ничего сделать против повышения цены: там, где нет судьи, у истца нет прав.
Киев первый этап 'газавата' проиграл из-за своего собственного непрофессионализма, считает 'Украинская правда'. А один дипломат добавил: 'Это был Перл Харбор украинской политики'. Можно лишь гадать, кто за этим стоял.