На прошлой неделе «синдром постновогоднего рабочего зуда» охватил, кажется, все высшие эшелоны власти Украины. Сначала депутаты Верховной Рады страстно возжелали чьей-нибудь крови за достигнутые 4-го января газовые договоренности между Украиной и Россией. Как вы, должно быть, помните, большинство депутатского корпуса, кроме пропрезидентских фракций и временно примкнувшей к ним СПУ, считали договор «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» едва ли не контрактом с дьяволом, который неминуемо приведет Украину пока еще неизвестно куда, но однозначно ей в том месте будет нехорошо. Посему народные избранники любой ценой решили скальпировать главных, на их взгляд, «виновников торжества» - министра топлива и энергетики Ивана Плачкова и главу «Нафтогаза» Алексея Ивченко.
Подозреваю, что приди они на заседание парламента, ничего особо страшного бы не произошло. Ну, пожурили бы их по-отечески, в крайнем случае бы выговор сделали с занесением в личное дело, в самом крайнем – уволили бы к чертям собачьим и довольные бы разошлись по домам доедать остатки оливье. Но Ивченко с Плачковым не пришли. То ли отойти от проаздников вовремя не успели закончился, то ли праздничные ёлки разбирали, но ни тот, ни другой не сочли нужным предстать пред светлые депутатские очи в первый рабочий день.
Это они, конечно, зря сделали. Ведь всем известно, что украинских депутатов лучше не злить, или, по крайней мере, держать их в этот момент подальше от кнопок для голосования, ибо разозленные, да еще в непосредственной близости от заветных кнопочек, они являют собой крайне непредсказуемое сообщество. Вот и сейчас – пара коммунистов, скорее всего, шутки ради, предложила отправить в отставку все правительство, спикер шутку оценил и поставил проект постановления на голосование. Депутаты, посмеиваясь (мол, попугать этих фраеров из правительства никогда не помешает), радостно стали нажимать «за», на сто процентов уверенные, что подобное постановление не пройдет ни в коем случае. Уверен в этом был и премьер-министр Юрий Ехануров, который как начал хохотать еще в самом начале процедуры голосования, так никак не мог остановиться даже после того, как бездушное табло высветило фатальные цифры «250». Те, кто наблюдал процедуру голосования по телевизору, могли видеть потрясающую игру эмоций на премьерском лице – эдакая радость напополам с полным изумлением. Такое изобразить не всем под силу!
Подобное выражение (только без радости) было явно заметно и на лице Президента Украины, который в тот момент находился далеко от Родины – в Казахстане, готовясь поздравлять своего коллегу Нурсултана Назарбаева с очередным сроком. Но ушлые журналисты добрались до Виктора Андреевича и в Астане, и как стало понятно из комментария Президента, к подобному демаршу со стороны Верховной Рады он оказался совершенно не готов. И кто знает, то ли поэтому, то ли по какой-либо другой причине его встреча с Президентом России Владимиром Путиным, ожидавшаяся многими с тревогой, в итоге выглядела как встреча лучших друзей, волею судьбы не видевшихся много лет. Стало совершенно непонятно, за что Президента Ющенко обвиняют в антироссийской политике и чуть ли не русофобии – совместная пресс-конференция двух президентов совершенно четко показала, что ближе интересов России для Виктора Андреевича разве что интересы Украины, да и то еще можно поспорить.
В итоге, заручившись всесторонней поддержкой «заклятого друга» Володи, в Украину Президент вернулся, полный решимости поставить на место возомнившую о себе Верховную Раду, а в ее лице и зарвавшуюся оппозицию (что сейчас, в принципе, одно и то же). Для начала была предпринята попытка подпилить ножки под спикерским креслом Владимира Литвина, который из союзника «оранжевой революции», каким он предстал в конце 2004-го года, к настоящему времени превратился едва ли не в главного антагониста президентской и правительственной политики. Попытка тоже была оформлена в виде «шутки», вроде голосования за отставку правительства, но на сей раз ее поддержали только 67 депутатов пропрезидетнских фракций, остальные сделали вид, что юмора не поняли.
Тогда Виктор Ющенко решил продемонстрировать, что, несмотря на вступившую в силу политическую реформу, он по прежнему остается в доме хозяином и имеет полное право стучать кулаком по столу, когда ему вздумается, что он и сделал, отозвав свою подпись из приснопамятного Меморандума, подписанного им в сентября с Виктором Януковичем. Правда, на следующий день Президент понял, что хватил лишку, и в прямом эфире заявил, что это, дескать, ничего не значит, Меморандум и без президентской подписи вполне неплох и будет продолжать действовать, как и раньше. То есть никак.
А что же правительство, спросите вы? А черт его знает, отвечу я. Вроде и нет у нас больше никакого правительства, но в то же время Виктор Ющенко признавать его отставку отказывается и велит министрам усиленно делать вид, что ничего не произошло и работать в прежнем режиме. В общем, добро пожаловать в новый политический кризис, дорогие сограждане, и далеко не факт, что после весенних выборов он закончится. Впрочем, в нашей стране это процесс перманентный.
Кохаймося!
Всегда ваш,