Стоп наркотик: запретить нельзя разрешить

📅 20.07.2012    🕐 10:46

Наверное, ни одно из человеческих пагубных пристрастий не вызывает столь оживленный интерес и столь жаркие дискуссии, как наркомания. Пытаясь справиться с этой проблемой, власти многих стран идут на кардинальные, порой даже комичные меры.

Так, в России летом прошлого года петрушка кудрявая попала в список растений, содержащих наркотические вещества. Правда, употреблять в пищу ее разрешается, но семена, из масла которых можно изготовить наркотик, частным лицам хранить или продавать нельзя. И если российские стражи порядка докажут, что некий дачник вырастил петрушку не для салата, а для изготовления наркотиков, незадачливый садовод может угодить за решетку. А пока россияне идут по пути запрета огородных растений, боливийские фермеры – кокалерос – вовсю выращивают коку, которая используется для изготовления кокаина. В этой стране можно отыскать кокаиновые бары, а боливийский президент Эво Моралес агитирует ООН исключить коку из списка запрещенных растений. Поддерживает своего друга и коллегу президент Венесуэлы Уго Чавес. Он демонстративно жует листья коки на международных саммитах, советуя всем следовать его примеру. Впрочем, это не значит, что все южноамериканские страны говорят наркотикам «да». Например, в Мексике с конца 2006 года власти страны объявили местным наркокартелям войну, жертвами которой уже стали около 50 тыс. человек. В их числе – и полицейские, и наркоторговцы.

На другой стороне планеты – в юго-восточной Азии – отношение к наркотикам кардинально отличается от «карибской» мягкой политики. В Китае наркоторговцев публично судят и прилюдно расстреливают – чтоб другим было неповадно продавать «опиум для народа». Смертная казнь за незаконный оборот наркотиков существует в Египте, Таиланде, Бангладеш, Иране, Пакистане, Кувейте, Саудовской Аравии, Сингапуре, Малайзии. Более того, в некоторых исламских государствах, где строго соблюдаются законы шариата, предусмотрена смертная казнь за распитие алкоголя. Стоит ли говорить, что пьяницу на улицах Тегерана встретить крайне сложно.

Чуть-чуть не считается

В Украине, как и в большинстве стран мира, незаконный оборот наркотиков влечет за собой уголовную ответственность. За сбыт наркотических веществ «светит» от трех до десяти лет тюрьмы, за изготовление, хранение наркотиков для личного пользования до трех лет лишения свободы. Однако все чаще звучат призывы развести по разные стороны наркоторговцев и людей с наркотической зависимостью, ведь в психиатрии наркомания давно признана заболеванием. Поэтому Государственная служба по контролю за наркотиками предложила депенализировать часть первую 309 статьи Уголовного кодекса Украины для потребителей наркотиков. Иными словами, не отправлять зависимых за решетку. Конечно, при условии, что правонарушители сами употребляли наркотические вещества, а не торговали ими и не склоняли никого к их употреблению. Впрочем, пока в Госслужбе не готовы сказать, какое количество наркотических веществ можно будет хранить «для себя». Все эти нормы могут быть прописаны в Национальной стратегии относительно наркотиков, проект которой нынче разрабатывает Госслужба. «Нам нужен не карательный подход, а профилактический. Не наказывать больных, по сути, людей, а лечить их. А также делать все, чтобы новых жертв наркомании было как можно меньше», – считает глава Госслужбы по контролю за наркотиками Владимир Тимошенко. Стоит отметить, что подобная инициатива в Украине не нова – ее продвигал еще экс-министр МВД Анатолий Могилев. Он утверждал, что правоохранителям нужно сфокусировать внимание на крупных наркоторговцах.

Логика Госслужбы и МВД становится понятной, если обратиться к сухой статистике. Как сообщил ForUm’у главный внештатный специалист Минзрава Украины по специальности «наркология» Александр Минко, лечение у врачей-наркологов ныне проходят 77,1 тыс. украинцев. В 85% случаев это городские жители. «На профилактическом учете – еще 37,5 тыс. человек, из которых 774 пациента – дети в возрасте до 15 лет», – подчеркнул он. Безусловные лидеры по распространению наркотиков – Донецкая, Днепропетровская, Одесская области и город Киев. Между тем, по данным общественных центров, которые специализируются на ресоциализации наркоманов, зависимых в Украине гораздо больше – от одного до трех миллионов человек. Именно эта категория населения в Украине чаще других попадает в поле зрения правоохранителей. По данным МВД, в прошлом году 53 тыс. преступлений были связаны с незаконным оборотом наркотиков. Это 11% всех зафиксированных в Украине правонарушений за 2011 год. При этом корыстный мотив присутствовал в 24 тыс. случаев. В остальных эпизодах к уголовной ответственности привлекли наркозависимых, которые не занимались сбытом и не совершили других преступлений. Реальные сроки за оборот наркотиков получили 13 тыс. украинцев, то есть каждый девятый осужденный.

Запретный плод

Результаты исследований ООН свидетельствуют: запретительные меры пока не смогли остановить распространение наркотиков. Например, мировой оборот героина за последние десять лет увеличился в 300 раз. Более всего в мире от этого наркотика страдает Россия, куда опиаты поступают с территории Афганистана. На первом месте по кокаиновой зависимости – США, куда наркотики попадают из Мексики. Всего же в мире, по приблизительным подсчетам Интерпола, около 200 млн наркоманов.

Главным образом, развитию наркомании способствуют доступность получения наркотических веществ. Так, в рамках борьбы с наркоманией в нашей стране уже давно запрещено продавать в розницу некоторые виды клеев и ацетон. Но на стихийных рынках и базарах это «добро» можно приобрести совершенно спокойно. Выйти на настоящих наркодиллеров можно в том числе через сеть Интернет. Торговцы заманивают потенциальных клиентов красивыми обещаниями вроде возможности «общаться с духами и читать чужие мысли». Хотя и предупреждают, что предлагаемые «капельки и таблеточки могут снести голову и свести с ума». А недавно украинские журналисты выяснили, что наркотики продаются даже в украинских школах, в том числе элитных.

Мало помогает и государственная борьба с аптечными наркоманами. «Черный список» медпрепаратов, которые можно купить только по рецепту, уже содержит более восьми тысяч наименований и с каждым годом расширяется. «Но как только государство запрещает один медпрепарат, наши «Кулибины» придумывают, как получать наркотическую эйфорию от других лекарств. Можно вспомнить скандально известную историю с трамадолом, который во всем мире считается анальгетиком, но мало где числится наркотиком. У нас же появилась целая категория наркоманов-трамадольщиков» – подчеркивает Владимир Тимошенко. Стоит также отметить, что запрещенные к продаже медикаменты часто можно купить в интернет-аптеках. Однако качество таких препаратов – весьма и весьма сомнительно.

В свое время негативный опыт аптечной наркофобии пережила Россия. Там в 2008 году в рамках борьбы с медицинской наркоманией российские власти отнесли валокордин и корвалол к числу психотропных препаратов. Из аптек «сердечные» капли исчезли, а кардиологи, тем временем, не успевали выписать рецепты всем пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В итоге запрет пришлось срочно отменять, так как выяснилось, что количество пострадавших в сотни раз больше наркозависимых, которые использовали валокордин и корвалол для получения эйфории.

Невинные жертвы

Пока государство ведет борьбу с опасной зависимостью, страдают люди с неизлечимыми болезнями: они стоят на пороге смерти и ощущают постоянную сильную боль. Это – пациенты паллиативной, или хосписной медицины. Главная задача медиков в такой ситуации – обеспечить адекватное обезболивание, оказать психологическую поддержку больным и их родственникам. По данным международной правозащитной организации Human Rights Watch , ежегодно 428 тыс. украинцев нуждаются в паллиативной помощи и облегчении болевых симптомов. В 95% случаев – это люди с онкозаболеваниями, в остальных 5% – больные туберкулезом, СПИДом, с почечными заболеваниями, хроническими неврологическими заболеваниями. Если учесть, что вместе со смертельно больными страдают их родственники, то количество людей, затронутых этой проблемой, может доходить до двух миллионов.

Между тем, и врачи, и пациенты жалуются – адекватно обезболить пациентов с неизлечимыми болезнями украинская медицина не всегда может. Дело в том, что обыкновенный анальгин при таких заболеваниях уже не помогает. Нужны сильнодействующие препараты, например, морфин, который внесен в список наркотических веществ.

При этом для нормального самочувствия пациента инъекции морфина необходимо делать через каждые четыре часа. Делать уколы может медик, у которого есть разрешение работать с наркотическими препаратами. В условиях стационара это возможно.

Но на дому, особенно если человек живет в сельской местности, – очень проблематично. Кроме того, далеко не все аптеки в Украине имеют лицензию на торговлю наркотическими препаратами. Поэтому родственникам больных с рецептами на руках приходится ехать за сотни километров, чтобы получить сильнодействующие обезболивающие.

«Люди, которые попадают в стационар, действительно счастливые, потому что они могут получить почасовую помощь и адекватное обезболивание. Но есть и другая сторона медали – они боятся идти домой, потому что там они этой помощи не получат. Медицинская бригада может приехать к больному максимум два раза в день, и тогда, когда это будет удобно врачам, а не пациенту. Просто физически невозможно приезжать пять-шесть раз в сутки», – отмечает врач хосписного отделения второй киевской медицинской больницы Зоя Максимова.

Между тем, многие родственники пациентов с неизлечимыми болезнями признаются – им приходится покупать обезболивающие на черном рынке, тем самым способствуя развитию наркобизнеса. Экс-министр здравоохранения Украины, глава гражданского объединения «Украинская лига содействия развитию паллиативной и хосписной помощи» Василий Князевич считает: выходом из ситуации могли бы стать кардинальные изменения в паллиативной медицине. В частности, внедрение таблетированного морфина, который в Украине не производится. Разрешение пациента получать сильные обезболивающие препараты на длительные сроки, а не раз в три дня, как это разрешено сегодня. По словам Владимира Тимошенко, такие новшества могут быть реализованы на практике в ближайшее время – если Кабинет Министров примет соответствующее постановление. Но пока пациенты будут и дальше страдать.

История доказывает – искоренить наркоманию невозможно. Зато можно добиться положительных результатов – уменьшить число зависимых. У успешного опыта борьбы с наркоманией есть две модели. Первая – самая эффективная, но очень жесткая – южно-азиатская, которая предполагает введение смертной казни. Вторая – скандинавская, в ней основной упор сделан на профилактику и пропаганду здорового образа жизни. Она не убивает физически, но может поставить крест на карьере: человек, употребляющий табак, алкоголь, наркотики не может занимать государственные должности, становиться врачом либо педагогом. У нас же закручивание гаек в одном месте зачастую рушит целую конструкцию либо создает перекосы, от которых страдают украинцы. Искренне надеемся, что в Украине впредь учтут неудачный опыт борьбы с наркоманией.


Главные новости

Полiтика Економіка Суспiльство Столиця Надзвичайні події Свiт Cтатті Головнi Недвижимость
bigmir)net TOP 100
2001 — 2024 © ForUm. (AMP)