Продолжение кризиса вызывает и у экспертов, и у простых граждан повышенный интерес к инвестициям и инвестклимату – и в мире, и в Украине. Так, на мировом рынке ключевые инвесторы ввиду продолжения глобального экономического кризиса сейчас продолжают избавляться от рисковых активов. Последний отчет Bank of America Merrill Lynch свидетельствует, что в июне это уже привело к увеличению доли денежных средств в мировых инвестпортфелях в среднем до 5,3% (с майских 4,7%) – это максимум с января-2009, т.е. начиная с пика кризиса. Кроме того, операторы отказываются от акций в пользу бумаг с фиксированной доходностью. При этом все больше инвесторов ожидает активной поддержки от правительств основных развитых и развивающихся стран.
Добавим, в портфелях выросла доля фармацевтических и телекоммуникационных активов, коммунального сектора, а также предприятий – производителей продуктов питания и товаров первой необходимости. В то же время наибольшее ослабление отмечено по сырьевым материалам, в энергетике и тяжелой индустрии. Наиболее же привлекательной остается IТ-сфера.
Что касается нашей страны, то здесь в инвестиционном климате в последние пару лет достигнут прогресс, хотя в целом ситуация остается неоднозначной. Главные позитивные «вехи» – это создание института инвестиционных Национальных проектов и внедрение «единого инвест-окна». В І квартале 2012 г. поступление прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну составило $885,1 млн, в т.ч. из Евросоюза – $585,6 млн (66,2% общего объема), из СНГ – $66 млн (7,5%).
Притом нынешний глава Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами (Госинвестиций) Владислав Каськив – фигура в украинской политике известная. Еще в 1991-92 гг. Владислав Владимирович возглавил Буковинское студенческое братство, за что был отчислен с истфака Черновицкого университета им. Ю. Федьковича и потом заканчивал столичный педагогический «универ» им. М. Драгоманова. В 1990-х годах Каськив был координатором программ международного фонда «Видродження» и лидером различных общественных организаций. А в канун Оранжевой революции возглавил известную радикальную силу под названием «Пора».
В 2007 г. он стал народным депутатом, а в конце 2010 г. назначен главой Госинвестиций. Политологи сходятся во мнении, что за последние годы Каськив стал неплохим специалистом в сфере инвестиций. Наряду с этим он давно известен как хороший оратор, который может себе позволить меткие и емкие высказывания даже на государственном посту. Об отечественном и глобальном инвестиционном климате, о векторах его улучшения ForUm узнал из «первых рук» у председателя Агентства.
– Владислав Владимирович, каковы главные задачи развития отечественного инвестрынка?
– Когда мы придумывали институт Национальных проектов, то хотели создать эффективный симбиоз усилий государства и частного сектора. Ключевое задание – сделать так, чтобы государственное участие в инвестпроектах национального масштаба было уменьшено, а остальное обеспечивал бизнес. Это базовые принципы Нацпроектов. Частный капитал может прийти в них только в том случае, если есть содействие государства и в центре, и на местах.
Кстати, недавно Верховная Рада приняла закон об индустриальных парках, который позволит нам запустить еще один Нацпроект. Новый закон радикально повышает инвестиционную привлекательность Украины и позволяет за 3-4 года привлечь в экономику около $8 млрд. Документ определяет правовые и организационные основы создания и работы промпарков. Он гарантирует и защищает права инвестора, существенно упрощает доступ к земельным участкам на территории промпарков. Отвод участка с необходимым инженерно-техническим оснащением дает возможность существенно сократить время от начала инвестирования до выпуска готовой продукции (т.н. «время до рынка») – до 6-9 месяцев.
Ввиду создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом индустриальные парки сыграют ключевую роль в деле экономического роста и технологического развития страны. Это целые новые индустрии, это более 300 тыс. рабочих мест. Как показывает мировая практика, вложение денег в промпарки – весьма привлекательная форма бизнеса. При введении ЗСТ и ассоциации с ЕС имплементация данного Закона становится решающим фактором прихода стратегических инвесторов на украинский рынок.
– А что можно сказать о проблемах инвестклимата и путях решения этих проблем?
– Да, сейчас об этом много дискуссий. Прежде всего, отметим, что инвестиционный климат Украины является частью общемирового процесса. А на внешних рынках инвест-капитала тренд сейчас нисходящий; в Европе так и вовсе особая ситуация. Инвесторы, особенно крупные, больше ориентируются на развитые рынки, а среди развивающихся экономик популярнее всего страны Азии. Остальные же переходные рынки – в непростой ситуации, и наша страна тоже. Но именно поэтому Президентом принята концепция точечного целевого приложения усилий по изменению этой ситуации. Именно потому решено запустить Национальные проекты – это позволяет сконцентрироваться на приоритетных секторах и создать в них уникальные условия для инвесторов.
Например, задача диверсификации энергоснабжения: сегодня цена на газ – вопрос выживания страны как таковой. Поэтому есть Нацпроект терминала сжиженного газа, предполагающий приватные инвестиции примерно в 1 млрд евро. Другой пример – «Чистая вода», ведь вопрос качественной питьевой воды для населения крайне актуален. Сегодня значительная часть болезней – из-за некачественной воды, особенно в городах. Эта проблема решается через создание специальных условий, чтобы пришли инвесторы и с выгодой для себя начали работать на этом рынке.
А Нацпроект «Чистый город» предполагает формирование отечественной индустрии переработки мусора. Напомню, больше 4% украинской территории покрыто отходами. И здесь мы тоже создаем специальную систему регулирования, которая позволит побороться за зарубежные капиталовложения.
В целом инвестклимат в Украине требует системных решений в части прав собственности, госрегулирования, разрешительной системы. Все эти проблемы известны.
– Некоторые аналитики считают, что в последний год инвестиционная привлекательность нашей страны падала. Как Вы оцениваете такие выводы?
– Не думаю, что это так. У нас довольно пристойная динамика привлечения инвестиций, в т.ч. за 2011 г. В І полугодии этого года ситуация тоже неплохая. При этом очень важным будет конец 2012 г.: во-первых, он покажет, сработала ли идея Нацпроектов (а через нее и дополнительный приток капитала), во-вторых – как меняется обстановка на внутреннем инвестрынке по итогам реформ. Потому что Национальный план действий и Программа экономических реформ работают уже больше года и скоро начнут приносить свои плоды.
Успехом будет, если в 2012 г. мы по привлечению ПИИ повторим показатель минувшего года – $7 млрд. Хотя для прогрессивного экономического роста в страну по крайней мере 3-4 года должно ежегодно поступать не менее $15 млрд. Тогда можно рассчитывать на революционные перемены в экономике, ведь инвестиции для нее – как кислород, без них нельзя говорить о каком-либо развитии и успехе. Любые экономические прорывы в мире в первую очередь связаны с притоком ПИИ.
Наконец, в 2013-м тоже хотелось бы по крайней мере выдержать планку в $7 млрд. Каждый привлеченный доллар имеет значение, т.к. оживляет нашу экономику.
– По каким основным направлениям идут иностранные вложения?
– Самыми привлекательными остаются АПК и энергетика – ведь в 2011 г. Украина сделала огромный шаг вперед, открыв свой энергорынок для международных компаний. Это касается конкурсов на разработку сланцевого газа, шельфа Черного моря и др. А на третьем месте – инфраструктура: Евро-2012 дало толчок ее общему развитию, и этот эффект сохранится еще много лет.
Кроме того, в плане инвестиционных перспектив очень недооценен туризм. Для прихода вложений в эту сферу нужно немного – еще несколько конструктивных решений со стороны государства, которые усилят туристическую конкурентоспособность Украины. Возьмем сегмент зимнего туризма: в России, Украине, Беларуси живут десятки миллионов человек, но в этих странах нет развитого предложения по зимнему туризму. А такое предложение из всех этих государств может быть только в Карпатском регионе.
Тем самым идея проведения у нас зимней Олимпиады-2022 становится прагматичным решением, т.к. при минимальных усилиях можно презентовать миру Украинские Карпаты. Это значительно улучшит обстановку с занятостью в двух-трех западных областях.
– Кстати, об «олимпийской мечте». Как развивается этот проект?
– Со дня на день ожидаем утверждения Кабмином технико-экономического обоснования для Нацпроекта «Олимпийская надежда 2022» и затем сразу обнародуем его основные показатели, включая расчетную смету Игр. На опыте Евро мы уже можем понять, как работать с таким проектом, как привлекать средства на спортивные соревнования такого уровня, в т.ч. в логике проектного управления. Сначала акцент будет сделан на развитие частного сектора – «олимпийских сел», отелей. Это и усилит вес отечественной заявки, и даст импульс развитию туристического сектора в западном регионе.
– Известно, что развитие транспортной и прочей инфраструктуры стало одним из ключевых антикризисных приемов США в Великую депрессию 1930-х годов. Способны ли большие инфраструктурные проекты сыграть подобную же роль в Украине?
– Да, это известный и показательный пример. Такой подход актуален и у нас, но кальку с него делать нельзя. Ведь тогда в Штатах использовались госсредства, которые шли на крупные инфраструктурные решения, а это оживляло всю экономическую цепочку. Наша страна такой подход себе в чистом виде позволить не может хотя бы потому, что в бюджете нет достаточного объема денег, которые можно перенаправить на инфраструктуру. Кроме того, сохраняются системные проблемы с освоением средств по инфраструктурным проектам, и не факт, что выделенные деньги будут использованы с надлежащей эффективностью.
Более продуктивно было бы действовать целевым образом: смотреть, какой из инфраструктурных объектов может принести стране максимальную пользу и прибыль, способен решить некие задачи общенационального масштаба. И – концентрироваться на таком объекте. Пример – достройка Малой окружной дороги вокруг Киева, это 17 км с новым мостом через Днепр. Это будет огромный плюс для всей отечественной экономики, и не только из-за миллиардных инвестиций. Во-первых, эта дорога может стать первой концессионной автомагистралью в стране, во-вторых, это усилит национальный транзитный потенциал. Ведь основные грузопотоки сейчас идут именно через столицу, включая автотранспорт из морских портов, из Европы (на восток, на север). И наличной транспортной сети Киева недостаточно, возникают пробки и т.п. Создание же Малого кольца даст миллиарды инвестиций и оживит грузооборот.
Успех данного проекта создаст прецедент, который и далее позволит привлекать приватный капитал в инфраструктурные проекты, а значит – повысить общую эффективность их реализации.
– Считается, что дополнительными инвестиционными ресурсами могут быть «домашние» сбережения населения и амнистия капиталов. Как Вы это оцениваете?
– Это колоссальный источник инвестиционных средств. И государству нужно найти способ, как его открыть. Тут важно доверие, а также инфраструктура привлечения денег. Скажем, без развитого фондового рынка механизмы для инвестирования граждан очень ограничены. Поэтому в свое время и возник нереальный рост цен на недвижимость – это была едва ли не единственная сфера для вложения сбережений населения. Если же появится эффективный фондовый рынок, он позволит людям вкладывать средства в весь спектр бизнесов, существующих в стране. И его создание должно быть для государства первоочередной задачей.
Что касается амнистии капиталов, то мое личное мнение таково: это решение так или иначе нужно принимать. И хотя политически оно может показаться непопулярным – это единственно верный путь, и он действительно обеспечит приток денег в экономику. Но он не должен быть оторван от других процессов: одновременно нужно поставить точку в вопросах прав собственности, в регуляторных вопросах, изменить систему правосудия, решить базовые проблемы коррупции. Только в синергии с этими действиями амнистия капиталов будет успешной. И, конечно, она не должна касаться криминального оборота. Инвестиции, привлеченные из этих двух больших источников, совокупно могут превышать годовые поступления ПИИ.