Материнство – это святое, а Божий дар быть родителями нужно беречь. В этом убежден главный акушер-гинеколог Минздрава Украины, завкафедрой акушерства, гинекологии и репродуктологии НМАПО имени П.Л. Шупика, доктор медицинских наук, директор Киевского городского центра репродуктивной и перинатальной медицины, профессор, практикующий врач Вячеслав Каминский. О том, как гармония духовного и физического здоровья поможет сохранить дар быть родителями, что для этого делает государство и о многом другом Вячеслав Владимирович рассказал в эксклюзивном интервью ForUm’у.
– Вячеслав Владимирович, говорят, что здоровье женщины – это здоровье нации. Насколько здорова Украина?
– Это глобальный вопрос. На него можно отвечать как минимум сутки. Попробую ответить максимально кратко.
Здоровье нации зависит не только от здоровья женщины. Мужское также крайне важно. И тенденция не очень хорошая – общий уровень здоровья снижается, сохраняющего поведения – нет.
– А что такое – сохраняющее поведение?
– Это когда человек живет так, чтобы сохранять и поддерживать свое здоровье, а не наоборот, вредит сам себе.
Вот, например, возьмем курение. Обратите внимание, насколько оно распространено сегодня, особенно среди девочек. А чем раньше девочка начала курить, чем больше у нее «стаж» и количество выкуренных сигарет в сутки, тем хуже у нее качество яйцеклеток и яичниковый резерв, который закладывается еще при рождении. И эта проблема не разовая, она ведет в будущее: здоровье детей, которых родит эта девочка, будет хуже, чем у мамы без опыта курильщицы.
Опять же, с каждым годом дети (как и многие взрослые) все больше углубляются в нереальный мир, часами просиживая у компьютеров. А низкая двигательная активность детей и подростков, как и питание, лишний вес, негативно сказывается на организме.
Репродуктивный потенциал снижется. И это беда всего мира, а не только Украины. И здоровый образ жизни, уважительное отношение к своему здоровью – это обязательное условие изменения ситуации в лучшую сторону. Если этого нет – весьма прискорбно.
– Как с пеленок сохранить здоровье ребенка?
– Ребенку нужны уход, правильное питание, наблюдение и прививки. Главное, установить гармонию духовного и физического здоровья. Физическое развитие – это очень важно. Дети должны двигаться. Точно так же важна и интеллектуальная составляющая. С детьми надо общаться, рассказывать им сказки, учить читать, считать и т.д.
Также очень важна гигиена. О ней каждому молодому родителю расскажут педиатры.
– Правда, что подгузники вредны, или это «бабкина наука»?
– Если речь идет о мальчиках, то длительное ношение подгузников приводит к тому, что они теряют возможность стать родителями: половая функция сохраняется, а репродуктивная функция снижается.
Природа устроила так, что мужские железы вынесены наружу. Это для того, чтобы в них температура была ниже, чем во всем теле. Перегревание для мужчин совершенно не полезно. А из-за длительного ношения «памперса» перегреваются половые клетки, и в будущем сперматозоиды неполноценны. Поэтому к использованию подгузников нужно подходить очень аккуратно.
– Часто родители хотят, чтобы дети быстрее «взрослели», раньше сели и пошли. Нередко можно увидеть, как мамы подпирают подушками малыша, который еще не умеет сидеть.
– Есть соответствующие нормы и грани, и нужно слушаться советов врачей, а не подружек. Моменты, связанные с сидением и хождением, не нужно форсировать. Все должно быть физиологически вовремя. А когда придет время, малыш сам сядет, встанет на ножки, пойдет и побежит.
– Каждый раз перед выборами поднимается тема запрета абортов. Скажите, стоит ли их запрещать?
– Я категорически против абортов. И я категорически против их запрета.
Мы не должны запугивать и запрещать. Аборт – однозначно плохо. Очень плохо и для женщины, и для семьи. Есть мировой опыт, который доказал, что запретами проблему не решишь. Она только усугубится.
Тут нужно не запрещать, а работать на упреждение: приумножать роль церкви, объединять усилия государства, поддерживать многодетные семьи, рождаемость и т.п. Кроме того, врачи должны объяснять, что аборт – это плохо и вредно. Может так случиться, что женщина после него никогда не забеременеет.
Вот когда объединим усилия, убедим, предложим программы по предупреждению нежелательной беременности, планированию семьи, абортов будет становиться все меньше. Сегодня мы уже идем по этому пути. А запретом мы только наделаем беды.
– Сейчас у нас немало разных частных гинекологических клиник, многие из которых, скажем так, работают не совсем честно, по принципу: за ваши деньги мы придумаем вам любую болезнь. Скажите, как правильно выбрать доктора, чтобы не попасть в руки к подобным врачевателям?
– Да. Я понимаю, о чем вы. И, как говорили древние, одна овца все стадо портит.
Мой совет таков: если возникает какое-то сомнение, лучше обратиться в государственную клинику. В Украине развита государственная система здравоохранения. У нас в стране более 12 тысяч акушеров-гинекологов.
Если же вы хотите улучшенного сервиса, обращайтесь к тем, кто уже давно работает, у кого есть репутация, квалифицированные специалисты, документы, договора. То есть в настоящие клиники, а не комнатушки в подвале под вывеской «Клиника».
– В Украине вопрос бесплодия принимает угрожающий характер. По данным статистики, около 20% супружеских пар не могут иметь детей. Это правда?
– Один миллион пар не имеет детей по тем или иным причинам. И это не только женское бесплодие, а и мужское – 50/50.
– Почему так? Где выход?
– Снижение репродуктивного потенциала молодежи – это мировая тенденция. Выход – в сохранении здоровья. И в развитии вспомогательных репродуктивных технологий. В Украине есть государственные программы для каждой области. Правда, они небольшие, но работают. Государство выделяет на них средства, и я уверен, что будет выделять еще больше.
Есть Киевская муниципальная программа. Она единственная на всю Украину. Город Киев помогает своим жителям решить эту проблему: 170 пар ежегодно получают помощь в нашем Центре репродуктивной медицины.
Считаю, что муниципальные власти также должны помогать. Это не такие уж большие деньги.
– Мужчины не любят признаваться себе, что с ними может быть «что-то не так», обращаться к специалистам, проверяться…
– Ну, тут силой никто никого тянуть не будет. Нужно решить: если хотите иметь ребенка, идите и проверяйтесь, а если нет – то нет…
– А насколько в нашей стране действенны и доступны вспомогательные репродуктивные технологии в лечении бесплодия? Как не попасть в руки мошенников?
– Наша статистика ничем не хуже, чем у зарубежных коллег. Первая попытка ЕКО удачна в 30-37%.
– Некоторые религии выступают против экстракорпорального оплодотворения…
– Я уже не раз говорил и еще раз повторю: появление на свет малыша в руках Господа. Мы, врачи, в этом случае только исполнители Его воли.
– Довольно часто украинки откладывают материнство «на потом». Скажите, когда лучше всего становиться мамой?
– От термина «возрастная первородящая» мы уже отказались. Он действительно оскорбительный. Но желательно родить первого ребенка до тридцати.
Пик физической и эмоциональной формы женщины для рождения первого ребенка – с 20 до 30 лет. Это общеизвестно.
– Детская и материнская смертность в Украине, слава Богу, снижается. Но ее показатель у нас все же выше, чем в странах ЕС. Почему?
– Тут очень важная составляющая – общий уровень здоровья. Львиная доля материнских потерь связана не непосредственно с беременностью и родами, а с заболеваниями, которые есть у женщины на момент наступления беременности (хронические заболевания крови, сердца, печени и др.). Это так называемая экстрагенитальная патология. Более чем треть наших потерь именно из-за этого.
Сразу хочу подчеркнуть, это не просто ремонт роддомов и обеспечение их аппаратурой, переподготовка специалистов, отработка новых современных методик, а улучшение организации. Главное – создание своего рода пирамиды. Если у женщины и ребенка все в порядке, она будет наблюдаться в местной женской консультации. Если обнаружены патологии – ее уже должны вести врачи, например, из областного центра. Если все серьезно – киевского, первичного звена. Это система отбора пациентов, которые нуждаются в очень пристальном, я бы даже сказал, придирчивом внимании врачей первичного звена.
То есть система скрининга должна работать как сито, сквозь которое «просеются» физиологические беременности, а те, где есть осложнения – будут подняты на уровень областного или государственного перинатального центра, Института педиатрии, акушерства и гинекологии.
И как только эта система заработает, мы сможем говорить, что уровень материнской смертности снизится. К сожалению, мы не можем сказать, что это будет через год или два. Например, в Литве только через десять лет после внедрения схожей системы начали меняться показатели.
– Долго…
– Да. Хотелось бы, чтобы все изменилось уже сегодня, а еще лучше – вчера. Но, увы. И главная причина этого кроется в сознании людей. Каждый должен понять – к врачам обращаться нужно. Вот смотрите, у нас ХХІ век на дворе, а в прошлом году в Хмельницкой области было два случая смерти рожениц на дому. Женщины ни разу не были у врача, не состояли на учете…
Так что это многокомпонентная проблема, которая состоит из образовательной, государственной частей, профессиональной медицинской помощи, и даже работы СМИ.
– Поэтому медики не устают повторять: чем раньше беременная становится на учет по беременности, тем лучше и для нее, и для ее ребенка...
– Да. Это очень важно и для женщин, и для детей.
Есть перинатальная диагностика, раннее выявление пороков развития. Если порок несовместим с жизнью – элиминация на ранних сроках беременности. Если совместим – у нас в государстве развивается медицина плода.
Все мировые тенденции нам известны, и мы ориентируемся, что и как нужно делать. Сейчас, при личной поддержке Президента, при наличии Национальной программы, мы надеемся, что через три-пять лет мы покажем эффективность реальной реформы. Мы знаем, что нужно делать, чтобы выйти на позитив.
– Когда-то резус-конфликт был серьезной проблемой. А как сейчас?
Напомню, вероятность резус-конфликта существует, если у женщины отрицательный резус-фактор крови, а у отца – положительный. Если женщина вовремя встала на учет, при грамотной профилактике риск последствий резус-конфликта можно свести на нет.
– Жительницы Киева порой жалуются, что им отказывают в бесплатной постановке на учет, если у них нет регистрации в столице.
– Раньше действительно это была серьезная проблема. Теперь мы ее сняли.
– Что же делать, если отказали?
– Обращаться к руководству медучреждения. Есть заведующий отделением, женской консультацией, главный врач. Есть администрация, которая на месте и сразу решает эти проблемы. Для нас действительно очень важно, чтобы женщины приходили вовремя.
– А в роддомах как? Многие жалуются на систему «добровольных» пожертвований, платных родов и т.п.
– Это проблема общего финансирования. К сожалению, его недостаточно. И поэтому врачам иногда приходится просить у людей делать такие взносы. Но эти деньги, поверьте, идут не на обогащение того или иного медика. Они нужны роддомам, например, на обустройство индивидуальных родильных залов.
И, опережая ваш вопрос, сразу скажу – эта проблема отпадет сама собой, когда мы воплотим реформу, о которой уже говорили.
Когда палаты хорошие, есть кислород, медикаменты и все, что необходимо для работы, зачем унижаться?
– Если сравнить роддома пятнадцать лет назад и сейчас – разница налицо. Раньше они были, как места лишения свободы: женщина в изоляции «отбывала» там неделю, а то и две, а ребенка приносили только на кормление. Сегодня же все иначе: есть партнерские роды, дети с мамами, можно проведывать, а выписка происходит преимущественно на третий-четвертый день. Эта либерализация оправдала себя?
Опять же, раньше обеспечить комфортное пребывание женщин и детей в роддомах не позволяли и бытовые условия. Палаты были на шесть человек. В родзалах одновременно рожали по три-четыре человека. Сейчас же есть четкий курс на семейные роды, индивидуальные родзалы.
И это оправдало себя. Количество патологий, таких как, например, слабость родовой деятельности, нескоординированная родовая деятельность, уменьшилась в два с половиной-три раза. Присутствие родного человека снимает стрессогенность ситуации, а наличие профессиональных условий позволяет предотвратить серьезные осложнения. Родильные дома готовы к оказанию такой помощи. И это абсолютно правильное направление движения.
– Наверное, это помогает новоявленным отцам не потеряться в затяжном праздновании?
– Да. Конечно (Смеется. – Авт.).
– В эти выходные Украина отмечаетДень матери. Что Вы пожелаете женщинам в этот день?
– Материнство – это святое. Для меня это очень серьезно. Я очень люблю и уважаю свою маму и всех-всех мам. И акушером я стал, потому что искренне уважаю женщин, которые рожают детей.
От души желаю всем счастливого материнства и отцовства! Чтобы все дети были желанными и приносили радость своим семьям!