Недавно в VAB Банке произошли крупные изменения в составе акционеров. Некоторое время спустя последовала и смена главы правления. О том, какие еще перемены и нововведения ожидают финансовую структуру, ForUm поговорил с новым председателем правления VAB Банка Денисом Мальцевым.
– Господин Мальцев, прежде всего, разрешите поздравить Вас со вступлением в должность председателя правления VAB Банка.
– Спасибо.
– Первый вопрос – традиционный. Каковы планы на ближайшее будущее? Стоит ли ожидать кадровых перестановок в VAB банке? Ведь не секрет, что каждый руководитель старается привести с собой на новое место свою, проверенную команду.
– Стратегия банка кардинально не изменится. В подтверждение этого говорит и тот факт, что фактически я возглавил уже сформированную команду, поскольку стратегические изменения в ключевых позициях акционеры сделали еще до моего назначения. В состав Правления были введены первый заместитель главы правления Анжелика Головко, которая работала до этого в «Финансовой инициативе», и Сергей Борисов из банка «Финансы и кредит», возглавивший направление казначейства и финансовых институтов. Профессиональный уровень команды топ-менеджеров, которые возглавляют сегодня ключевые для банка направления деятельности, считаю очень высоким. Но не менее важно то, что эти люди умеют работать в тесном взаимодействии, на общий результат, эффективно организовывая работу своих команд, быстро перестраивая отлаженные рутинные рабочие процессы, если это необходимо. VAB Банк – очень дружный коллектив, и это помогает достигать единого понимания целей.
– Какие шаги Вы намерены предпринять в новом статусе в первую очередь?
Мои усилия в качестве председателя правления направлены сейчас на экспертизу существующих бизнес-процессов и их оптимизацию, чтобы мы могли выполнить ту главную задачу, которая поставлена перед нами на короткой дистанции: выйти на безубыточность. В соответствии с этим намечены и приоритеты по направлениям, которые помогут банку сконцентрировать усилия для достижения этой цели как с учетом потенциала самого банка, так и с учетом очень непростых рыночных условий, в которых приходится выстраивать работу сегодня абсолютно всем банкам. Мы усилили политику, направленную на привлечение ресурсов и формирование ликвидности. Думаю, будет существенно усилена роль комиссионных доходов банка в его финансовом результате. Банк активизировал борьбу с проблемной задолженностью в корпоративном секторе и сократил намеченные ранее кредитные активности на данном этапе. Придерживаясь такого курса, мы сможем быстрее выйти на ожидаемый результат и укрепим свои возможности для того, чтобы двигаться дальше. А ведь у банка достаточно амбициозные планы.
– Вы уже успели что-то наметить на более долгосрочную перспективу?
– Конечно. Мы будем продолжать развиваться как универсальный банк на сбалансированных портфелях, одинаково плотно работая и с корпоративным сегментом, и с розницей. Также мы планируем занять одну из ключевых позиций в работе с сельскохозяйственным сектором и считаем это направление очень перспективным. В числе приоритетных направлений – потребительское кредитование. Кстати, чтобы конкурировать в этом сегменте, нужно быть очень высокотехнологичным банком, и мы обладаем этим преимуществом. На протяжении нескольких лет банк внедрял лучшие в европейской и мировой практике инновационные решения и создал одну из самых сильных системных площадок для развития кэш-кредитования. Как только рынок даст предпосылки к росту, мы возобновим свои кредитные активности.
– После финансового кризиса 2008 года клиенты научились четко отслеживать любую информацию о финструктуре, которой доверили свои деньги. А не так давно VAB Банк привел в замешательство всю широкую общественность, когда на страницах СМИ разгорелся скандал между новым акционером Олегом Бахматюком и бывшим председателем Наблюдательного совета банка Сергеем Максимовым...
– Возврат проблемной задолженности – ключевой вопрос для всей банковской системы, которая все еще борется с последствиями кризиса. И если банк хочет выйти в прибыль, он должен активизировать борьбу со злостными должниками, что мы и сделали в рамках плановой работы. При этом банк все свои интересы отстаивает исключительно в правовом поле. Если говорить о Максимове, то здесь речь идет об убытках, которые были сформированы в период 2005–2009 гг. Под эти убытки в полном объеме были выделены резервы. И сам долг, и объем этих резервов не позволяют использовать весь потенциал возможностей банка с тем размахом, с которым мы могли бы. Именно потому, что мы придерживаемся очень четкой и аргументированной позиции в отношении должников, мы не боимся публичности.
Наши клиенты знают, что им не о чем беспокоиться, поскольку банк выполняет все свои обязательства и осуществляет текущую деятельность с превышением нормативов. Так, по состоянию на 01.10.2011 г. регулятивный капитал банка составил 1,4 млрд грн, норматив адекватности (Н2) – 16,02% (при нормативе не <10%), норматив соотношения регулятивного капитала к совокупным активам (Н3) – 13,45% (при нормативе не <9%). Кроме того, новые акционеры банка обладают достаточными ресурсами, чтобы обеспечить и дальше стабильную работу финансового учреждения. В начале года мы ожидаем увеличения капитала на 100 млн долларов США.
– Как Вы уже сказали, VAB банк активно работает не только с юридическими, но и с физическими лицами. Расскажите нашим читателям, планируются ли какие-то шаги по улучшению качества обслуживания физических лиц? Возможно, будут вводиться какие-то новые программы лояльности, предлагаться новые банковские продукты?
– Мы будем продолжать стремиться к тому, чтобы стать банком с лучшим сервисом в Украине, развивая и продвигая идею удаленного доступа к основным банковским сервисам на базе новых технологий. Клиент хочет получить все быстро, не тратя на это много времени. На этих ожиданиях потребителя будем выстраивать возможности своего сервиса дистанционного обслуживания, увеличивая трафик обращений к услугам банка через интернет-банкинг, сеть банкоматов и пункты самообслуживания. Уже с апреля этого года мы предложили нашим клиентам один из лучших вариантов интернет-банкинга в Украине и будем продолжать развивать функционал этого сервиса. Кстати, мы даже создали отдельный депозит «VAB 24», который обслуживается исключительно в системе интернет-банкинга.
Кроме того, банк будет развивать наполнение карточных продуктов, поддерживая и развивая партнерские программы с международными платежными системами. Хочу обратить ваше внимание на то, как быстро платежная карта становится универсальным инструментом. Не так давно, например, банк предложил на ее базе очень смелое решение – электронный студенческий билет, и мы рады, что этот проект нашел поддержку целого ряда ведущих вузов страны. В будущем роль платежной карты в развитии банковских сервисов будет только повышаться, и мы понимаем это. Лучший сервис немыслим без удобных интересных продуктов и решений, а это значит, что наши клиенты не будут разочарованы. У нас достаточно технологичного потенциала и новых задумок. Некоторые проекты уже находятся на этапе базовой разработки.
– И в продолжение предыдущего вопроса – как будет в дальнейшем выстраиваться работа с юридическими лицами?
– Стратегический упор будет сделан на работе с агросектором, для которого мы уже разработали пакет специальных предложений. Вместе с тем мы планируем продолжать развивать отношения с представителями разных отраслей в рамках существующей сегодня сбалансированной линейки продуктов. На сегодняшний день это депозиты и текущие счета. Новых выдач кредитов до конца года в сложившихся рыночных обстоятельствах и условиях усугубившихся рисков для кредиторов мы не планируем. Хотя все зависит от привлекательности клиента и его рисковой составляющей. Впрочем, рано или поздно банки начнут возвращаться к кредитной активности. Думаю, до полного восстановления рынка упор будет сделан на краткосрочные продукты: это овердрафты, кредитные линии, кредиты на пополнение оборотных средств. И однозначно – при очень жестких требованиях к потенциальному заемщику. От этого зависит сбалансированность и качество нового портфеля.
– VAB имеет одну из самых крупных региональных сетей по всей Украине. Планируете ли Вы увеличивать количество отделений в будущем?
– Подождем для начала, что покажет нам рынок. На данном этапе мы оптимизируем работу сети. При этом стараемся отталкиваться не от того, чтобы существенно сократить саму сеть, а от того, чтобы снизить затраты на администрирование бизнес-процессов через отделения банка и повысить прибыльность отделений. Для этого мы развиваем возможности дистанционных сервисов, максимально популяризируя среди клиентов этот очень удобный и эргономичный формат общения с банком. Главное его преимущество – быстрый доступ к услуге банка и множество дополнительных возможностей по управлению своими счетами, а также огромная экономия времени, которое клиент не должен теперь выделять на визит в отделение банка. На удивление, у наших людей на самом деле достаточно высокий уровень восприимчивости новинок. Думаю, через несколько лет до 60% банковских продуктов и услуг, которые не требуют глубокой консультации для принятия решения в пользу оформления сделки, будут реализовываться именно через дистанционные каналы продаж.
– Как Вы с точки зрения профессионала можете охарактеризовать нынешнее состояние банковской системы Украины? Есть ли у украинских банков светлые перспективы хотя бы на ближайшие пять лет? Ведь сегодня весь мир с ужасом ждет предсказанную финансистами вторую волну кризиса…
– Из-за образовавшегося дефицита ликвидности и падения спроса на сырьевых рынках ситуация в банковском секторе, безусловно, в последние месяцы обострилась. Но не критично. Мы видим очень четкие действия со стороны Национального банка, правительства и непосредственно самих участников финансового рынка, направленные на то, чтобы удерживать ситуацию под контролем и снизить возможное регрессивное давление на Украину долговых вопросов, с которыми борются сейчас в Европе и США. Синхронность этих действий располагает к оптимистическим ожиданиям. Кроме того, в переходном периоде, несмотря на всю его сложность, есть и положительные стороны. Хотя бы то, что, сжимаясь, банковская система будет продолжать укрупняться и таким образом укреплять свою финансовую устойчивость. Поэтому я бы не стал прогнозировать кризис, но коррекция возможна. В большей степени это касается объемов кредитования корпоративных клиентов.
– И напоследок не могу не спросить о личном. Господин Мальцев, Вы – человек достаточно закрытый для прессы. Это четкая жизненная позиция или просто до сих пор не было повода более подробно поговорить о личных взглядах и предпочтениях с журналистами? Может быть, наше интервью станет первой ласточкой?
– Задачи перед банком стоят серьезные, и все это требует непрерывного и глубокого вовлечения во все рабочие процессы. Так что для особой публичности, если честно, пока попросту не хватает времени. Уверен, у нас с вами все еще впереди!