Украинская школа кинематографа – это отдельное, яркое и неповторимое явление мировой культуры. Имена Александра Довженко, Ивана Кавалеридзе, Сергея Параджанова, Леонида Быкова, Ивана Миколайчука знали, знают и будут знать во всем мире. Но они уже история… А вот современное украинское кино переживает не лучшие времена. О том, почему все так, как исправить ситуацию, и может ли Украина заявить о себе в мировом кинематографе, в эксклюзивном интервью ForUm'у рассказал известный украинский актер театра и кино Остап Ступка.
– Остап Богданович, совсем недавно Украина праздновала День украинского кино. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, сегодня это праздник или поминки?
– Поминки или праздник?.. Даже не знаю.
Скажу так: очень хочется верить, что это все же праздник.
– Не мне Вам рассказывать, в каком состоянии сегодня современное украинское кино. Почему все так грустно?
– Понимаете, кино нужна поддержка, государственная поддержка. На одних спонсорских деньгах далеко не уедешь.
Чтобы далеко не ходить, давайте посмотрим, как обстоят дела у наших соседей, в Российской Федерации. Там есть государственная программа, Фонд поддержки кинематографии РФ.
Я знаю, что и у нас стали уделять внимание кинематографу на государственном уровне: Кабинет Министров Украины выделил семь миллионов гривен на создание и распространение национальных фильмов. Кто-то говорил, что будет больше – 150 млн, но и эти семь – уже что-то. По крайней мере, можно снимать. Так что надежда есть, и национальное украинское кино будет.
– Вы согласны, что для большинства украинцев «кино» – это «мыльные оперы», дешевые детективные сериалы, экшены и блокбастеры без сюжета и морали?
– Возможно, для молодого поколения так оно и есть. Но поймите, что показывают – то и смотрят.
На самом деле кино – это очень интересная субстанция. Для меня кино всегда будет не «мылом», а истинно великим и глубоким искусством.
Кино должно быть разножанровым. И экшены, и комедии, и музыкальные, и романтические фильмы хороши по-своему.
– Скажите, по Вашему мнению, какие отечественные фильмы можно назвать национальным достоянием? Работы каких мастеров могут составить Золотую коллекцию Украины?
– Таких много. В частности, это картины периода украинского поэтического кино. Чего только стоят «Тени забытых предков». Работы Юрия Ильенко, Леонида Осыки, Ивана Миколайчука – это история кино.
– А из современников можете кого-то назвать?
– Непростой вопрос. То, что снимается сегодня, трудно назвать полноценным украинским кино, поскольку все делается в сотрудничестве. В последнее время это коллективная продукция.
Надеюсь, что вернутся времена, когда киностудия имени Довженко заработает в полную мощность и станет выдавать украинский качественный продукт. А мне на этот ваш вопрос придется отвечать долго, и следить, чтобы не забыть кого-то назвать. Я искренне на это надеюсь.
Сейчас же не знаю, что происходит. Парадокс – страна становится независимой, а кино пропадает…
– Скажите, если бы представилась возможность, какие из произведений Вы бы экранизировали?
– Ой, Господи, столько материала! Он под ногами!
В первую очередь, я бы экранизировал «Энеиду». Что еще? У меня есть книга «Антологія українського жаху». В ней собраны произведения начиная от Николая Гоголя и заканчивая современными украинскими писателями. Триллеры, ужасы, фолк, ведьмы, колдуны – это очень интересно.
У нас ведь этот огромный пласт не затрагивают, а действительно снимают какое-то некачественное «мыло». Досадно.
– Если такое кино снять, оно будет интересно не только в Украине…
– Конечно! Такое кино было бы востребовано и в Украине, и далеко за ее пределами. Я более чем уверен в этом.
– Остап Богданович, для Вас творчество – это и семья.
– Да. Династия.
– Ваш сын Дмитрий тоже пошел в искусство. Как Вы относитесь к выбору сына?
– Я не приверженец того, чтобы говорить детям, куда и почему им нужно идти. Они сами должны выбирать.
Мой сын выбрал свою профессию. И я тут могу сказать только одно: дай Бог удачи!
– А какие они – современные молодые актеры?
– Совершенно другие.
– Лучше или хуже представителей старой школы?
– Сказать, что они хуже – неправильно. Они – кардинально другие. Но честно скажу, порой мне кое-что в них не совсем нравится.
– Что именно?
– Они хотят все и сразу. А так не бывает. Нужно работать.
– Как говорил классик, весь мир театр, а люди в нем актеры. Давайте представим, что наша страна – это большой театр «Украина». Как Вы оцените работу наших «режиссеров», «сценаристов», «актеров» и «зрителей»?
– Знаете, тут, как и в любом театре, есть хорошие постановки, есть – не очень. Украина как театр разная и, наверное, поэтому очень интересная.
В Украине действительно интересно жить. У нас очень разные люди, многообразные «режиссеры» и «актеры». И «зритель» на каждом «спектакле» другой. Это нужно понимать и помнить.
– Какое будущее у нашего государства? Трагикомедия?
– Не знаю даже. Жанры переплетаются. Думаю, что будущее Украины – это позитивный жанр.
Хитросплетения уйдут в прошлое, и если говорить об Украине как о фильме, то в анонсе о ее будущем напишут: «Для семейного просмотра». Дай Бог, все будет хорошо. Я искренне верю в это.