Республика Кения, получившая независимость 12 декабря 1963 года и «начинавшая» как одна из колоний Соединенного Королевства, сегодня является одной из наиболее динамично развивающихся стран Восточной Африки.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Кении и Танзании Владимир Бутяга рассказал ForUm’у о перспективах развития отношений между двумя государствами и сложностях посольских будней.
- Владимир Иванович, я знаю, что судьба неоднократно забрасывала Вас в «горячие точки»: в 1983-86 гг. в Афганистан, в 1997 г. в Пакистан, в марте-апреле 2011 г.в Ливийскую Арабскую Джамахирию, где как раз началась гражданская война…
- В Ливию я отправился по личной просьбе министра иностранных дел Украины Константина Ивановича Грищенко.Он позвонил мне, предложил выполнить миссию Специального Посланника нашего МИДа в этой стране.
Я согласился с гордостью, без всяких колебаний. В то время там находилось несколько тысяч украинских врачей, которым нужна была помощь.Кроме того, в сложных условиях войны продолжало свою работу Посольство Украины в Ливии, где я работал вместе с чрезвычайно талантливым молодым дипломатом – послом Украины в Ливии Николаем Нагорным.Такими непростыми ситуациями проверяется профессионализм, могу сказать, что за такими украинскими дипломатами, которых я встретил в Ливии, будущее украинское дипломатической службы.
Нам удалось сделать все по организации эвакуации из зоны боевых действий всех желающих украинских граждан и значительного количества иностранцев десантным кораблем «Константин Ольшанский».
- Как, по-вашему, сильно повлияли события в Тунисе и Египте на ситуацию в Кении и эмиграцию украинцев, проживающих в стране?
- Известные события в Северной Африке и на Ближнем Востоке
заставили задуматься правительство Кении относительно путей дальнейшего социально-политического развития страны.Речь идет о необходимости ускорения внедрения в действие новой Конституции страны, принятой на всенародном референдуме 4 августа прошлого года.В частности, принято значительное количество законодательных актов о проведении экономических реформ, снижении уровня безработицы, особенно среди молодежи.
Все эти вопросы в Кении сегодня чрезвычайно актуальны, особенно учитывая предстоящие президентские выборы в 2012 году.Один из проблемных вопросов на сегодня – ситуация в соседней Сомали, где вот уже 20 лет непрерывно идет гражданская война.Ситуация в этой стране влияет и на Кению в сфере безопасности.
В последнее время в Кении более чем на 25% выросли цены на основные продукты питания, товары первой необходимости и бензин.Все это не может не сказываться на жизни простых кенийцев.Они недовольны и это, конечно, дополнительно усиливает напряжение в обществе.
Наше посольство ежедневно отслеживает и анализирует основные события в стране и регионах Восточной Африки; мы регулярно информируем МИД Украины о возможных угрозах для наших граждан, в частности, и в целом относительно интересов Украины.Сейчас ситуация в Кении стабильная, прямой угрозы жизни или безопасности украинцев не наблюдается.
- Какие внешнеполитические интересы Украины заставили активизировать деятельность украинского посольства в Кении? Ведь именно под таким углом следует рассматривать Ваше назначение в Кению в феврале 2010 года?
- Начну с Нигерии. Я там был первым Послом нашего Государства. Это крупнейшая страна одна из самых сложных на африканском континенте и в плане работы, и в плане проживания. Точнее – выживания (смеется). Ежедневно ты находишься в условиях постоянной угрозы жизни, я имею в виду и неизлечимые болезни, и криминогенную обстановку.И, тем не менее, каждый из нас должен выполнять свою работу.Работать можно в самых сложных условиях. И огромное счастье, когда тебе удается получить от этой работы положительный результат.
Во время моего пребывания в Нигерии, Украина заключила несколько очень выгодных для себя контрактов.Так, был подписан масштабный контракт по достройке Аджаокутского металлургического комбината на сумму около одного миллиарда долларов США. Строительство этого предприятия началось еще в советское время.Там работало более 4 тысяч наших инженеров и специалистов различных отраслей. Затем, с распадом СССР, прекратилось и строительство.Позже, по инициативе Посольства, Украина возобновила строительство Комбината, где сейчас работают сотни украинских специалистов.
В соседнюю Гамбию – небольшую западноафриканскую страну, – нам удалось отправить партию морских паромов киевского производства, а гамбийскую землю начали пахать 450 тракторов завода «Южмаш».Все это, несмотря на своеобразие климатических условий и практически полное отсутствие осведомленности украинской стороны в отношении Западной Африки, можно считать настоящим прорывом в экономических отношениях вышеупомянутых государств.
Моя дипломатическая миссия в качестве посла началась в феврале 2010 года. Сейчас посольство существенно расширяется.Хочу отметить, что на момент захвата печально судов «Фаина» и «Ариана» у берегов Сомали, да и в дальнейшем, мало кто знал о существовании диппредставительства Украины в Кении.
- Но, насколько мне известно, сотрудники посольства не являются миротворцами. Они не носят оружия, не вступают в физическое противоборство с сомалийскими пиратами, не так ли? В чем же миссия украинских дипломатов в Кении?
- Да, вы правы.Единственное оружие в нашей «работе» с пиратами – переговоры и посредничество.Но, хочу подчеркнуть, что в случае захвата судна вести переговоры непосредственно с пиратами имеют право не дипломаты, а судовладельцы и операторы.Дипломаты могут консультировать во время этих переговоров, защищать законные права моряков, согласовывать и координировать действия с правоохранительными органами страны.
Так, в частности, успешное освобождение судна «Аsian Glory», в состав которого входило 10 граждан Украины – результат скоординированных мероприятий, осуществленных Министерством иностранных дел Украины, посольством Украины в Кении, с участием британской стороны.Еще один пример – недавнее освобождение двух украинских моряков танкера «MV York».
Украина, как активный контрибутор мира и безопасности, присоединяется к операции Евросоюза «Аталанта» по патрулированию акватории у берегов Восточной Африки.В ноябре 2010 года представитель Вооруженных сил Украины приступил к исполнению обязанностей в оперативном штабе ЕС Операции «Аталанта» (г. Норвуд, Великобритания).Вместе с тем, прорабатывается вопрос о возможном расширении участия Украины в операции путем отправления украинского контингента в район проведения операции.
Кроме того, во время очередного заседания Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2010 года Украина выступила с инициативой по принятию Всеобъемлющей конвенции по борьбе с актами морского пиратства универсальным путем.
- Вы считаете, принятие конвенции позволит искоренить пиратство?
- Конечно, конвенция не является панацеей, истоки сомалийского пиратства лежат в другой плоскости.Но преодолеть бедность в Сомали и, главное, изменить менталитет отдельных сомалийцев о заработке бандитским способом, не по силам одной стране-донору или международной организации.
- Владимир Иванович, Вы Постоянный Представитель Украины в Программе ООН по окружающей среде (UNEP) и Постоянный Представитель Украины в Программе ООН по населенным пунктам (UN-HABITAT). Скажите, чем для нашей страны интересное такое членство?Были случаи, когда Украина получала от ООН помощь?
- Мое назначение Президентом Украины Виктором Януковичем рассматривается мной как важное событие с точки зрения дальнейшего развития международной деятельности Украины, расширения и активизации отношений нашего государства с указанными учреждениями системы ООН.
Планируется интенсифицировать сотрудничество по таким направлениям, как сохранение биологического разнообразия, защита существующих экосистем, менеджмент водных ресурсов, борьба с негативными воздействиями индустриального развития на окружающую среду.Ожидается усиление сотрудничества Посольства с соответствующими государственными учреждениями, в частности Министерством экологии и природных ресурсов Украины.
Я считаю, для нас была бы чрезвычайно полезной экспертная помощь специалистов UNEP в различных областях.В этом контексте хотел бы упомянуть, что в марте 2010 года эксперты UNEP в рамках системы ООН по оценке природных катастроф и координации, совместно с представителями Центра Европейской Комиссии по мониторингу и информации осуществили обзор состояния дамб на хранилищах отходов в городе Калуш Ивано-Франковскойобласти с точки зрения их состояния. И предложили соответствующие рекомендации по уменьшению опасности для местного населения и окружающей среды.
Относительно Программы ООН по населенным пунктам (UN-HABITAT), хочу отметить, что мы хотели бы получить передовой международный опыт в сфере управления процессами, связанными с урбанизацией, в частности ее социально-экономическими и демографическими последствиями.
- И последний вопрос: нравится Вам работать в Кении?Какие прогнозы, планы в отношениях двух государств видятся лично Вам?
- Начну с того, что попав в Кению, понимаешь – это действительно колыбель человечества.К слову, у Кении Украина должна поучиться уважению к животным и птицам! Я считаю, что Кения одна из лучших стран Африки в климатическом смысле – среднегодовая температура здесь +27 градусов. Кроме того, приветливое местное население. Все это дает возможность для нормального существования как самого дипломата в стране, так и его семьи.
Насчет прогнозов: делать их – дело неблагодарное.У нас много планов, но их выполнение невозможно за месяц или год. Можно сказать, что мы вышли с кенийскими партнерами на марафонскую дистанцию.Поэтому главное, чтобы хватило сил (улыбается).