Баранов: В отношениях России и Украины стало меньше идиотизма

📅 03.01.2011    🕐 09:02

Говорят, самые лучшие отношения те, которые вовремя прекращаются. Однако глупо отрицать существование связей, разрыв которых способен привести к катастрофе.

Прошедший год ознаменовался для Украины в некотором роде культовым «воссоединением» с ближайшим ее соседом – Россией. Правда, изначальная бурная «оттепель» к концу года снизила темпы, но об угрозе превращения «талой воды в сосульку» речь пока не идет.

В причинах возникновения заметной прохладцы в украино-российских отношениях в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’а попробовал разобраться независимый российский политолог, заместитель директора Института проблем глобализации Анатолий Баранов.

- Анатолий Юрьевич, давайте попробуем объективно оценить украино-российские отношения за прошедший год?

- Объективно отношения Украины и России стали лучше, во всяком случае, стабильнее. В них появилась какая-то осмысленность, стало меньше идиотизма.

Но проявилась и одна неприятная вещь: когда в отношениях исчезла излишняя политизированность, выяснилось, что у российской элиты почти нет интересов на Украине.

У России как таковой они есть, а вот у элиты, которая принимает решения – нет. И сейчас у Украины в российском направлении стоит одна прагматическая задача – возбудить к себе интерес, а это непросто – интересы российской элиты весьма специфичны.

- Не так давно российский премьер, участвуя в прямой телефонной линии позволил себе нелицеприятное высказывание в отношении Украины, заявив, что Вторую мировую Войну Россия выиграла бы и без нее. Это заявление возмутило украинских экспертов и общественность.

После российский президент пытался оправдать ВВП и сам выступил с каким-то еще историческим спичем «на тему», но все как-то неуклюже. Как Вы думаете, почему Путин сказал именно так? Действительно по незнанию или это все-таки намеренный выпад в сторону Украины?

- Ну, объективно Украина была оккупирована в первые четыре месяца войны, и пользу украинская экономика приносила скорее Германии, чем СССР. И при освобождении Украины советская армия столкнулась не только с немцами и румынами, но и с сопротивлением формирований украинских националистов.

Но с другой стороны, конечно, существовало и партизанское движение, и миллионы украинцев продолжали сражаться в советской армии и после оккупации Украины. Вот хоть бы мой тесть, прошедший всю войну, чуть не погибший в блокадном Ленинграде, вся грудь в орденах…И про оборону Одессы, Киева, Керчи, Севастополя неплохо бы помнить даже премьер-министрам.

Поэтому слова Путина, конечно, обидны для украинцев – но, к сожалению, не для всех. Почему Путин сказал именно это и именно так? А у него иногда прорывается что-то такое, внутреннее... Помните, «Она утонула»? Ну и показал лишний раз, что мнение Украины и украинцев его не очень интересует. У него нет интересов.

- Сегодня Президент Янукович и правящая партия без устали декларируют многовекторное направление нашей внешней политики. Однако отношение Европы к нам, мягко говоря, довольно прохладное.

Россия тоже как-то не особенно «дружится»: такие демонстративно горячие российско-украинские отношения в начале года, особенно после подписания договора о ЧФ РФ, сейчас как-то слишком уж заметно пошли на убыль. Куда, по-вашему, делось «тепло»?

- Начнем с того, что Европе Украина вообще не нужна. Ни в каком виде, если она не противостоит России – но и это не стратегическое направление,

Россия для Европы тоже не глобальная какая-то угроза, теперь нет. То есть Украину с антироссийской риторикой попользовали в очень коротких розыгрышах, а теперь она неинтересна.

В Европе не знают, как и куда послать подальше Румынию, Болгарию, Албанию, а тут еще Украина какая-то с 45 миллионами чего-то ожидающих украинцев. И никуда Украина от ЕС не денется, если что. В России почти то же самое, по крайней мере, со стороны элит. Со стороны рядовых граждан есть больший интерес, но он совершенно не государственный.

На Украине есть некоторое количество промышленных объектов, которые интересуют российский бизнес, есть даже объекты, которые интересуют государство, но все это такое, без чего можно и обойтись. Это не такой интерес, чтобы как-то напрягаться. Есть – хорошо, нет – тоже ничего страшного.

Это как с отдыхом в Крыму: очень приятно, но если вдруг возникают проблемы, то можно поехать еще в 90 стран, где с Россией безвизовый режим. Вот, собственно, и вся причина «прохлады» в отношениях. Бурный период романа с любовью до гроба и коварными изменами прошел, отношения стали ровными и довольно безразличными.

Украине, наверно, надо перестать так много времени уделять внешней политике, и сосредоточиться на внутренней. Никто не будет помогать ей в обозримой перспективе, кризис не кончился и все углубляется, и своих проблем и у ЕС, и у РФ очень много.

Надо рассчитывать только на свои силы и на то, чтобы жить исключительно своим трудом. Вот все эти грезы о каких-то инвестициях, которые вдруг притекут и все тут сделают – надо просто забыть весь этот бред и больше никогда не вспоминать. Надо формировать реальную промышленную политику, надо сажать и надолго тех, кто скупает за бесценок промышленные фонды и сдает оборудование в металлолом.

Надо запретить любые перепрофилирования промышленных объектов любой формы собственности без особого распоряжения Кабмина. Надо, как в Британии после войны, поощрять экспорт, снижая налоги в зависимости от доли экспорта в общем производстве. Надо шире вводить систему ESOP на предприятиях промышленности. И вообще забыть, что там говорит Путин или, наоборот, Саркози.

На какой-то период придется отказаться от роста потребления, а чтобы было не обидно, резко ограничить элитное потребление до белорусского уровня. Потом, с восстановлением промышленного потенциала, как в Китае, все равно внутреннее потребление вырастет, потому, что ни одна промышленность не держится только на экспорте.

Но это потом, лет через пять-десять. Чтобы эти 5-10 лет не казались годами сплошного мрака, надо что-то делать с медициной, с африканским уровнем смертности и заболеваемости – хотя бы на уровне наркомздрава под управлением Семашко в 20-30 годы.

И когда лет через десять украинец, отправляясь в отпуск в Москву или Питер, на своем джипе производства Запорожского автозавода, будет с трудом вспоминать, кто же там президент – тогда все будет в порядке.

Лера Нежина,


Главные новости

Полiтика Економіка Суспiльство Столиця Надзвичайні події Свiт Cтатті Головнi Недвижимость
bigmir)net TOP 100
2001 — 2024 © ForUm. (AMP)