Кому мешает Крымская Автономия?

📅 14.07.2010    🕐 10:20

На прошлой неделе в Барселоне состоялась манифестация, поразившая своим размахом, - в ней приняли участие почти 1,5 миллиона человек. Замечу, что все население Каталонии составляет чуть более семи миллионов, а этническими каталонцами считают себя примерно 65 процентов. Это значит, что борьба за расширение автономного статуса без всякого преувеличения стала для жителей Каталонии поистине «общим делом», основой для объединения людей с различными политическими взглядами, а право на самостоятельность и собственную идентичность оказалась для подавляющего большинства безусловным приоритетом.

Конечно, можно упрекнуть каталонцев за то, что они слишком далеко заходят в своих требованиях, поскольку Каталония и без того является одной из наиболее самостоятельных европейских автономий – на каталанском языке ведется преподавание в государственных школах и вузах; его должны хорошо знать муниципальные чиновники и полицейские. Стремление обеспечить каталанскому законодательное преимущество над испанским (кастильским) языком, который используется на общенациональном уровне, может показаться отчасти излишним, также, как и желание провозгласить население Каталонии отдельной нацией, существующей наряду с испанской.

У меня нет желания ни осуждать жителей Каталонии за их радикализм, ни вставать на их сторону. Мне хотелось бы только подчеркнуть, что между центром и автономией возникли достаточно острые противоречия, несмотря на широкие права и полномочия, которыми пользуется Каталония. Нет необходимости говорить, что, если бы в 1979 году, сразу же после завершения демонтажа фашистского режима и принятия новой испанской Конституции, Каталония не получила бы статуса автономии (который впоследствии был расширен), то конфликт мог бы принять намного более тяжелый характер и завершиться расколом государства.

Кроме Каталонии в Испании существует еще 16 автономных областей. Это позволяет сохранять единство страны, столь разнообразной по своим климатическим условиям и уровню экономического развития регионов, не подавляя местное самоуправление, создавая условия для решения задач, как местного, так и общенационального развития.

Так почему же нам не удалось создать такие условия в нашей стране?

В Украине единственным регионом, обладающим автономным статусом, является Крым. Это можно считать оправданным только с той точки зрения, что полуостров является самым сложным и противоречивым регионом Украины, остро нуждающимся в экономической и культурной самостоятельности. Для Крыма это вопрос не развития, а выживания, без прав и полномочий Автономии экономику полуострова ожидает неминуемая деградация, а крымское общество — острые внутренние конфликты. Но это вовсе не означает, что другие исторические и культурные области Украины не выиграли бы от предоставления им автономного статуса.

Как показывает европейский опыт последних трех десятилетий, создание территориальных автономий позволяет решить многие местные и общенациональные проблемы, создать действенные механизмы для разрешения противоречий, накапливавшихся десятилетиями. Взять хотя бы ту же Каталонию. При Франко требовались огромные усилия для того, чтобы препятствовать появлению у каталонцев собственной идентичности и искусственно ограничивать использование каталонского языка. Сейчас ни административные, ни репрессивные меры не требуются. Каталония, хотя и претендует на особую роль, является составной частью испанского экономического и культурного пространства, а ускоренное развитие каталонской промышленности заметно улучшило положение дел на общенациональном уровне.

Но нам, к несчастью, пока приходится думать не о развитии, а о сохранении и реализации нашего единственного достижения последних двух десятилетий, - Крымской Автономии. Без всякого преувеличения можно сказать, что только автономный статус Крыма удерживает украинскую политическую систему от распада, - без этого противоречия между Западом и Юго-востоком страны достигли бы смертельно опасного уровня. Однако у автономного статуса Крыма есть противники либо открыто требующие его отмены, либо игнорирующие его и пытающиеся управлять Крымом так, словно он не располагает сколько-нибудь серьезными правами и полномочиями, а Конституция АРК — лишь стопка ненужной бумаги.

Так кому же мешает Крымская Автономия?

Прежде всего, тем, кто заинтересован в сохранении олигархического строя. Эти силы могут скрываться под разными идеологическими масками, - от либеральных до шовинистических. Но цели их политики совпадают в главном: они хотели бы открыть доступ олигархическим группировкам к природным богатствам Крыма и остаткам советского промышленного потенциала, сохраненным от грабежа и разорения.

Понятно, что Конституция АРК, гарантирующая Автономии право на финансовую самостоятельность и возможность проведения собственной социально-экономической политики, является главным препятствием для достижения этой цели. Поэтому они или открыто нарушают Конституцию Крыма, грубо игнорируя ее важнейшие положения, или призывают бороться за расширение полномочий, не отвлекаясь на реализацию тех, что законодательно закреплены за нашей Автономной Республикой.

При этом чаще всего подобные деятели призывают, как можно скорее, отменить так называемую «поправку депутата Зайца», которая устанавливает, что решения крымских органов власти «не могут противоречить Конституции Украины и законам Украины». Зачем для развития Крыма так необходимо нарушать украинские законы нам не сообщают. Но, как показала в своей статье на данную тему, недавно опубликованной в «Крымской правде», Наталья Киселева разговоры об отмене «поправки Зайца» нужны тем, кто одновременно хотел бы изображать крымского патриота и закрывать глаза на разграбление Крыма олигархическими кланами (а. может быть, и получать от этого выгоду).

У нас есть достаточно полномочий, чтобы создать в Крыму власть, руководствующуюся интересами жителей полуострова, и обеспечить его экономическую и культурную самостоятельность, создать условия для использования русского языка во всех сферах государственной и общественной жизни. Но за это нужно бороться, поскольку олигархические группировки, управляющие Украиной, сами, по доброй воле, не будут действовать в правовом поле. Их нужно заставить соблюдать закон. И окраска олигархических кланов в данном случае принципиального значения не имеет.

Мы видим, что нынешняя правящая верхушка вопреки собственному предвыборному обещанию также цинично игнорирует положения Конституции АРК, что и окружение Ющенко. Правда, если прежняя власть чаще всего игнорировала полномочия Крыма в культурной и языковой сфере, то нынешние околовластные группировки пытаются подмять под себя самоуправление и право на экономическую самостоятельность. Закрепленное за Автономией право оставлять собираемые на полуострове налоги на нужды социально-экономического развития одинаково игнорировалось всеми правившими в нашей стране режимами. Тут украинская власть проявляет завидную последовательность.

Очевидно, что тем, кто рассчитывает поживиться крошками «с барского стола», невыгодно бороться с всевластием олигархических группировок. Многим попросту страшно подниматься на борьбу против столь опасного противника. Но если мы будем предаваться прекраснодушным мечтаниям в то время, когда горит наш дом, мы рискуем в скором времени оказаться на пепелище.

Нельзя допустить, чтобы в Крыму установилось олигархическое господство. Дело здесь не только в том, что в таком случае будет грубо нарушено право крымчан на формирование ответственной власти, представляющей их интересы, и на проведение экономической политики, направленной на повышение качества жизни и уровня развития Крыма. Курс, который проводится олигархией, ведет к обострению всех общественных противоречий. Поэтому последствия олигархического господства чрезвычайно выгодны тем силам, которые стремятся, дестабилизируя обстановку в отдельных странах и целых мировых регионах, достичь своих геополитических целей.
 
Олигархический строй, вызывающий естественный протест и возмущение у большинства общества, создает все необходимые условия для вмешательства в политический процесс извне, об этом ясно свидетельствует пример хотя бы так называемой «оранжевой революции». Очевидно, что теперь, когда мир вступил в полосу кризисного развития, у самых разных геополитических игроков будет появляться желание решить свои геополитические задачи именно такими методами, которыми, кстати говоря, на протяжении многих десятилетий пользуется администрация США.
 
И Украина, находящаяся в чрезвычайно сложной геополитической ситуации (в том числе из-за практически открытых территориальных претензий со стороны ряда соседних стран), вынуждена будет всерьез заняться национальной безопасностью или же перестанет существовать как единое и целостное государство. Я убежден, что это вопрос следующих десяти-пятнадцати лет, поэтому времени на размышления и колебания у нас практически не осталось.
 
Для Украины национальная безопасность, прежде всего, связана с сохранением страны как части восточнославянского пространства. Поэтому наша страна должна будет принимать активное участие в деятельности коллективных структур безопасности, созданных восточнославянскими государствами, прежде всего ОДКБ.
 
Крым, который на протяжении последних двадцати лет играл роль региона, скрепляющего восточнославянское пространство, мог бы стать своеобразным связующим звеном между оборонным пространством Украины и стран ОДКБ, вернув себе некоторые функции, которые он играл в обеспечении обороноспособности Советского Союза. Очевидно, что это возможно только в том случае, если Крым сохранит свой автономный статус и сможет на практике воспользоваться его преимуществами.
 
Уничтожение крымской Автономии, которое, к несчастью, становится все более реальной угрозой, не только дестабилизирует обстановку в Причерноморском регионе, но и создаст возможности для военно-политического давления на Россию, которое, в конечном счете, может привести к коренному изменению расстановки сил на постсоветском пространстве и разрушению восточнославянской цивилизации.
 
Чтобы этого не произошло крымское общество должно добиться полномасштабной реализации Конституционных прав Крыма. Это касается бюджетных полномочий, использования русского языка как языка межнационального общения, экономической и политической самостоятельности Автономной Республики. А для этого сторонники Автономии должны оказаться сильнее тех, кто хотел бы ее уничтожения, и тех, кто хотел бы за демагогическими рассуждениями о дополнительных полномочиях, прикрыть свое преступное равнодушие к циничному глумлению над нашей Конституции.
 
Ближайшие годы и даже месяцы будут во многом решающими. Нам предстоит проявить мудрость, силу духа и политическую ответственность ради спасения Автономии. Такие же, какие мы проявили при ее создании на историческом референдуме 20 января 1991 года.
Леонид Грач

Главные новости

Полiтика Економіка Суспiльство Столиця Надзвичайні події Свiт Cтатті Головнi Недвижимость
bigmir)net TOP 100
2001 — 2025 © ForUm. (AMP)