Новый Договор о сокращении стратегических вооружений должен быть подписан в Киеве. Такими были предложения от нового руководства Украины. Министр иностранных дел России Сергей Лавров тоже сказал: «Нам было бы комфортно подписать договор СНВ в столице Украины». Конечно, вклад Украины (обладавшей третьим в мире запасом ядерных вооружений и от этого «добра» отказавшейся в пользу безъядерного статуса) в общий процесс разоружения неоценим. Но неоценен. Безъядерная Украина не стала примером для подражания, а стремление к обладанию ядерным оружием в мире не убывает.
С такой предысторией приезд в Киев двух президентов — США и России — стал бы явлением излишне демонстративным. А потому — невозможным. К тому же это было бы поводом в очередной раз вспомнить, что подписанный ядерными супердержавами Будапештский меморандум, якобы предоставляющий гарантии безопасности Украины в обмен на ее разоружение, де-юре «филькина грамота». Нет ни механизма применения таких гарантий, ни желания со стороны других государств пересмотреть статус-кво в пользу Киева. Хотя попытки со стороны Украины — правда, робкие и бессистемные — были.
В частности, Киеву хотелось:
а) добиться подписания двусторонних международных договоров с теми из стран-гарантов, которые готовы принять такие обязательства;
б) включить в новый двусторонний Договор США-РФ о сокращении ядерных вооружений раздел о гарантиях безопасности странам — правопреемникам СССР (Украина, Беларусь и Казахстан), которые отказались от ядерного оружия и сделали значительный вклад в дело ядерного разоружения. Но слова «хотеть» и «добиться» — как символы двух противоположных полюсов. Особенно если поезда с боеголовками давно ушли. Что же тогда должно было продемонстрировать подписание СНВ-3 в Киеве?
А потому документ подписали в Праге. Как объяснила госсекретарь США Хиллари Клинтон, это должно стать сигналом европейским партнерам: новый договор благоприятен не только для Вашингтона и Москвы, но и для безопасности Европы. При этом и в Вашингтоне, и в НАТО демонстративно заговорили о том, что Россия должна быть вовлечена в процесс создания ПРО для Европы. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен 27 марта заявил: «Нам нужна система ПРО, которая включает не только все страны НАТО, но и Россию. Один купол безопасности, который мы вместе поддерживаем и которым мы вместе управляем. Один купол, который нас всех защищает». А начальник Европейского командования ВС США адмирал Джеймс Ставридис в том же марте снова заговорил о возможности совместного использования российских радаров предупреждения о ракетном нападении. Мол, это стало бы «мерой укрепления доверия», создало бы «зону сотрудничества» между Россией и США.
Казалось бы, тут самое время спохватиться и Киеву — мол, такие радары есть и у нас. Даже два. И стоят они без дела. Но не огорчайтесь — и российские СПРН в контур чужой системы ПРО включены не будут. Что бы ни говорили в НАТО и Вашингтоне. Хотя бы потому, что подписание договора СНО-3 вовсе не является признаком потепления. Скорее наоборот.
Чего еще ждать? В России, как только улягутся имиджевые оханья по поводу беспрецедентного соглашения о ядерном разоружении, снова заговорят об угрозе от новых противоракет в Румынии и Польше. Если у американцев все будет идти по плану, а такая черта им присуща, то на разворачивание систем ПРО с SM-3 в Европе Москва должна будет искать ответ. Или реальный, или демонстративный. Как в свое время с заявлениями о размещении ОТРК «Искандер» в Калининграде в ответ на базу ПРО в Польше.
Пока зондированием занимаются отставные российские адмиралы и генералы. Виктор Кравченко, бывший командующий ЧФ и начальник Главного штаба ВМФ, заявил о том, что российскому руководству «в ситуации, когда американские ракеты-перехватчики SM-3 встанут на боевое дежурство в Румынии, следует не только остановить сокращение военной инфраструктуры Черноморского флота, но и пересмотреть его задачи, укрепить боевой потенциал, усилить корабельный состав».
Но и без этого можно ожидать, что Москва будет склонять Киев к тому, чтобы тот не артачился по поводу появления в составе ЧФ более современных средств поражения. Одна тут беда у РФ: даже если Киев вдруг и станет податливым, усилить ЧФ, собственно, пока нечем. Фрегаты все строятся, а подводные лодки еще нужно купить у Германии.
Зато вот в соседней Румынии решение о размещении элементов ПРО США на своей территории министр обороны этой страны назвал «историческим моментом». «Румыния становится важной границей ЕС и НАТО, — сказал он, — обеспечивая безопасность не только собственного народа, но и всей Юго-Восточной Европы».
Звучит почти как заклинание Хомы в гоголевском «Вие», который пытался отгородиться от летающей нечисти молитвами и меловым кругом. Теперь вопрос в том, что сама Украина сумеет противопоставить новому расчерчиванию Европы…
Сергей Згурец