Президентские выборы не прошли без неожиданностей, конфликтов, открытой вражды и фальсификаций. Официальных результатов от ЦИК пока нет, и наши политики уже с азартом делят портфели, хотя до сих пор точно неизвестно, кто же будет легитимным Президентом. Верховная Рада традиционно пытается переформатировать коалицию. О своем отношении к этим событиям рассказал в интервью ForUm'у известный украинский политолог, директор института проблем управления им. Горшенина Кость Бондаренко.
- Кость, давайте пофилософствуем?
- Давайте.
- ЦИК обработала 100% электронных протоколов: Янукович - 48,95%, Тимошенко – 45,47%. Как видим, разница в результатах достаточно небольшая. БЮТ не признает поражения и будет отстаивать свою правоту в суде. В обществе все чаще говорят о дежавю 2004/2010. По вашему мнению, будет третий тур и «майдан»?
- Я думаю, что нет, это невозможно. Объясню почему. На прошлых выборах было несколько моментов: в 2004 году были заявления от международных наблюдателей о том, что выборы фальсифицировались, были разночтения результатов экзит-поллов и была четкая поляризация мнений общественности по поводу того, кого они поддерживают.
На самом деле, на этих выборах голосовали иначе. Юлию Тимошенко и Виктора Януковича поддержали совсем не их пылкие сторонники.
- То есть?
- Понимаете, за Тимошенко голосовали не ее пылкие сторонники, не люди, которые готовы рвать на себе рубашку и идти на баррикады за нее, а люди, которым просто не хотелось, чтобы Украиной правил человек с двумя судимостями.
Такая же ситуация и с избирателями Януковича: это не просто его пылкие сторонники, которые за ним пошли бы и в огонь, и в воду, а это, в основном, люди, которые боялись Тимошенко.
То есть, на этих выборах люди голосовали не за какую-то надежду, а за меньшее зло. Поэтому защищать зло, даже если оно и меньшее, вряд ли кто-то пойдет.
Можно, конечно, собрать «майдан», но это будет профанация.
Еще одно, как только Блок Юлии Тимошенко начнет акцентировать на фальсификациях на Востоке, Партия регионов сразу же предоставит десятки, сотни фактов фальсификации результатов выборов на Западе Украины.
- Выходит, что пытались фальсифицировать результаты и БЮТ, и ПР?
- Просто иначе проводить выборы наши политики не умеют. Поэтому, я думаю, что в БЮТ прекрасно понимают, как может развиваться ситуация.
Они, скорее всего, в настоящий момент ищут формулу достойного выхода из всего этого. Они думают, как сделать так, чтобы не просто признать поражение и поздравить Януковича с победой, а одновременно признать поражение и сохранить электорат.
- А если БЮТ все же предложит ПР взять по региону с наибольшим процентом поддержки Тимошенко и Януковича, например Луганск и Тернополь, и пересчитать?..
- Думаю, что разговоры об этом - это игра на публику.
Если Партия регионов пойдет на это и возьмет Тернопольскую область, то там можно будет увидеть очень много интересных вещей.
- Вы намекаете, что там «проголосовало» много гастарбайтеров, которые в действительности находятся заграницей?
- Действительно, там много гастарбайтеров. Еще там «вдруг» стала очень высокая явка людей на избирательные участки…
Я вам расскажу один факт: в Черкасской области мой близкий родственник работал членом участковой комиссии. В селе за Юлию Тимошенко отдали 400 голосов, при том, что за Януковича около 80-ти. Но «на дому» голосовали около 60-ти человек, и голоса отданы преимущественно Тимошенко.
Поэтому, как мы видим, голосование «на дому» срабатывало не только в интересах Януковича.
- И все же, какими являются юридические основания для признания несостоявшегося второго тура президентских выборов?
- Одна из сторон должна требовать перерасчета на основе того, что есть данные об искажении результата. Они должны обращаться в суд. А уже суд должен сделать постановление о перерасчете.
- Какой именно суд имеет право выносить решение относительно этого?
- Они должны обращаться в Апелляционный суд.
- Ваш прогноз, каким может быть его решение, в чью пользу?
- Здесь трудно сказать.
Вы же видите, судебная вертикаль у нас также диверсифицирована. Мы же замечательно помним, как Тимошенко одновременно и добивалась и не добивалась справедливости в судах.
Сегодня, к примеру, Николай Катеренчук (нардеп, фракция НУ-НС – ред.) уже сказал, что они будут требовать, чтобы это дело рассматривал Верховный суд. А Верховный суд возглавляет Василий Васильевич Онопенко, который является одним из пылких сторонников БЮТ.
Если же дело будет рассматривать другой суд, то не факт, что БЮТ сможет там добиться правды.
- Если суд доведет легитимность Януковича-президента, выходит, что БЮТ сыграет в интересах оппонента?
- Фактически да. И они тоже боятся, чтобы не вышло так, что они своими руками узаконят Януковича.
- Потом тяжелее будет устроить ему импичмент в случае необходимости?
- Нет, импичмент можно будет устроить при любых обстоятельствах, даже, если за президента 99,9% голосов были бы отданы на выборах при явке в 100%.
Импичмент, это наказание за какое-то нарушение, сделанное на посту президента.
- Но президентское кресло для Януковича будет, мягко говоря, достаточно некомфортным...
- А он пока этого не понимает.
Понимаете, иногда ребенок хочет какую-то игрушку, но не знает, для чего она ему. Он может травмироваться этой игрушкой, может порезаться, эта игрушка может ему поднадоесть – но он хочет, и все!
Вот примерно так же и Янукович. Вот он очень ХОЧЕТ президентское кресло, а для чего – пока еще не знает.
- Согласитесь, Янукович-президент играет на руку политику-Тимошенко...
- …Да, если мы будем брать нынешнюю ситуацию, как какую-то константу, будем считать, что все заморозится как минимум на пять лет.
Я думаю, что через пять лет ни Янукович, ни Тимошенко, ни Ющенко не будут актуальными политиками.
- Давайте еще вернемся в настоящее, в нашу Верховную Раду. Хоть официальных результатов выборов Президента еще нет, и парламент превратился в муравейник: все бегают, говорят о чьих-то коалиционных переговорах и договариваются о портфелях. По вашему мнению, что там происходит?
- Я несколько последних дней наблюдаю за тем, как ведутся переговоры. Там делаются какие-то телефонные звонки: «я уже тебя пролоббировал на должность министра», «благодарю, но меня уже 50 человек пролоббировали». Еще кто-то звонит по телефону и просится: «возьми меня своим заместителем». Кто-то просится советником к будущему Президенту, и так далее, и так далее.
Одним словом – все делят. Но я думаю, что они делят шкуру неубитого медведя.
- Делят портфели представители разных фракций, правда же?
- Конечно! Там приходят люди и говорят, что они готовы проголосовать за то и то, в случае, если получат такие и такие преференции. Все это есть.
- Насколько реально создать там большинство, или все же придется опять идти на досрочные парламентские выборы?
- Думаю, что большинство все же создадут, даже если это будет «коалиция одного дня».
По Конституции в коалиции одна функция – внести на рассмотрение Президента кандидатуру премьер-министра.
На этом функции коалиции у нас заканчиваются.
- Позвольте еще такой вопрос: политический кризис в Украине перманентен...
- Да.
- Скажите, а есть какое-то просветление? Политический кризис может когда-то закончиться?
- Да. Это будет через полгода после того, как не станет этой коалиции, и будет сформирована новая между ПР и БЮТ.
- А почему так?
- Потому что другого выхода нет. Януковичу, чтобы удержаться в кресле Президента до конца каденции, нужно будет иметь мощную коалицию в более 300 голосов, такую, которая могла бы внести изменения в Конституцию. Вот и все.
- Значит, хоть что-то хорошее из всего этого выйдет...
- Да, конечно, да.