Кто из нас «по молодости лет» не увлекался шпионскими историями, зачитывая до дыр Яна Флеминга под просмотр «жизнеописания» Штирлица-Исаева? И разве мог тогда кто-то себе представить, что сегодня литературно-киношный сюжет воплотится в жизнь? Правда, в несколько комичной интерпретации…
Своими мыслями о поимке российских шпионов в Украине, возможности взаимной договоренности между двумя государствами и многом другом с корреспондентом ForUm’a поделился российский политолог, заместитель директора Института проблем глобализации Анатолий Баранов.
- Анатолий Юрьевич, как Вам эти шпионские страсти?
- Лично для меня сам по себе шпионский скандал вообще не является никаким событием. Спецслужбы десятилетиями ведут одни, им понятные, игры, тратя на это колоссальные суммы из бюджетов своих стран. И разобраться в этом обычному гражданину совершенно невозможно. Точно также как нормальному налогоплательщику невозможно объяснить, на что идут его налоги.
Вот давайте подойдем к этой теме так, как будто это случилось с Вами или со мной: на территории третьей страны, например, Молдавии, некий гражданин Украины что-то фотографирует. И он имеет на это полное право, поскольку может быть тупым туристом, который фотографирует все подряд.
Но вот на каких-то непонятных основаниях его задерживают российские спецслужбы, везут на базу, там прессуют, он что-то подписывает и все такое. При этом выясняется интересная особенность – он является сотрудником спецслужб.
Едем дальше: офицер ФСБ едет в Украину – на что, замечу, он имеет полное право – у нас безвизовый режим. Там встречается с гражданином Украины, на что также имеет полное право, поскольку любой гражданин России может приехать в Украину и встретиться с кем угодно. Таким образом, в данном случае, вторая половина шпионского скандала – если она применительна к вам или ко мне, идиотизм, правда?
- Но речь-то не о «любых» гражданах…
- Ну да, как только появляются фигуранты в виде офицеров спецслужб, все вдруг становится понятным. У агентов даже резинка от трусов секретная.
Однако при всем этом есть один маленький момент: у нас и у них вообще-то законы общие. Я имею в виду у нас с вами и у сотрудников спецслужб. Но почему-то для нас и для них они действуют по-разному. И вот дальше возникает очень неприятная вещь.
Дело в том, что до последнего времени соблюдались подписанные еще при распаде СССР в рамках СНГ соглашения о том, что спецслужбы стран бывшего Советского Союза друг против друга никакой разведывательной деятельности не ведут. Эти договоры открыты, они действительно существуют.
Таким образом, по идее, ни СБУ не имеет права вести разведывательную, контрразведывательную деятельность против ФСБ. Ни ФСБ, естественно, также не имеет такого права. У нас особые отношения.
Но вот это событие показывает, что, оказывается, несмотря на все соглашения, какие-то игры все-таки ведутся. Ну, ладно, пока это не было достоянием гласности, пока они друг друга брали за жабры – допрашивали, расспрашивали, отправляли по «гарнизонам» - это было еще ничего. Но сейчас это приобрело окрас настоящего шпионского скандала, теперь они будут друг друга арестовывать по решению суда, предъявлять обвинения…
Казалось бы, нам-то с вами, что за дело? Но ведь играют они на наши с вами бюджетные деньги свои, абсолютно нам непонятные игры! А теперь смотрите: российская несистемная оппозиция, в том числе и я, открыто и откровенно пользуется тем, что в Украине режим гораздо более свободный, либеральный и демократичный. Соответственно российская оппозиция проводит какие-то свои мероприятия достаточно часто в Украине – просто потому, что в России этого делать не дают.
Я держу техническую площадку в Киеве, поскольку два с половиной года назад мне в России отключили сервер по распоряжению Министерства внутренних дел, которое, в свою очередь, получило указание сверху.
И вот мы, полевые граждане, совершенно свободно ездим через границу по каким-то своим делам, которые могут быть не только личными. А сейчас я сижу дома, в Москве и меня можно спокойно брать и арестовывать как украинского шпиона.
И поскольку все эти дела секретные, то, следовательно, даже доказательств предъявлять не надо. Просто сказать: Баранов был в Украине, с кем-то встречался, значит, завербован СБУ и поэтому он украинский шпион.
- Прямо как с японцами и румынами в 37 году….
- Да, да. И я Вам сейчас еще лучше приведу пример.
Вот пресс-служба СБУ пишет, что все разоблаченные разведчики въехали в Украину из Приднестровья. Цитирую: «У шпионов изъяты цифровые диктофоны, вмонтированная в авторучку видеокамера, закамуфлированный под брелок для ключей контейнер для хранения цифровых данных, а также на карте памяти одного из мобильных телефонов обнаружена фотокопия тайной инструкции для агентурной деятельности ФСБ».
Вот у меня сейчас есть даже два цифровых диктофона. Ручка, с вмонтированной туда видеокамерой – мне ее прислали из Шанхая, она там стоит двадцать долларов и продается совершенно свободно.
У меня, как Вы понимаете, есть дисковые накопители и еще – у меня есть целых два мобильных телефона! В каждом есть камера, на которую прямо сейчас можно снять схему атомной бомбы и она будет у меня храниться. Таким образом, получается, что я – абсолютно доказанный шпион! Я Вам сейчас все предъявил и сам себя разоблачил!
И вот за это от меня лично и от всех диссидентов российских огромная благодарность г-ну Наливайченко, Президенту Ющенко, который курирует СБУ и вообще всем спецслужбам Украины.
- За что это?
- А я не знаю, какие свои задачи они там решили – сомнительные для меня, поскольку мне они неизвестны, но в данном случае, они подставили всех российских несистемных оппозиционеров-диссидентов по полной программе.
И я так понимаю, ФСБ сейчас сидит, потирает руки и думает: «Блин, как это счастье на нас упало?» Кстати, может быть они даже и договорились.
- Кто? ФСБ и СБУ?
- А что, вполне.
- Зачем?
- Как зачем? Чтобы развязать руки нашим.
- Кстати, говорят, ваши офицеры работали без прикрытия….
- А зачем гражданину России в Украине прикрытие? И зачем гражданину Украины в России прикрытие? У нас же безвизовый режим, каждый может совершенно спокойно приехать, привезти с собой шпионскую технику в виде мобильного телефона, диктофона и даже дискового накопителя…
- Вместе с камерой за двадцать баксов…
- Да! Да! Кстати, в Украине практически во всех городах 3G, так что прямо не отходя от кассы передаешь шпионскую информацию по широкополосному доступу хоть в Гондурас. То есть реально – все шпионы! Абсолютно!!
И я так понимаю, что каждый год через границу между Россией и Украиной в оба направления перемещается что-то порядка 10 млн. человек. То есть, получается, это армия шпионов с той и с другой стороны!! И у каждого такого шпиона, между прочим, есть мобильный телефон.
- Анатолий Юрьевич, давайте серьезно…
- А что? Это же смешно! Реально смешно! И будет смешно до того самого момента, пока кого-нибудь в Москве не арестуют как украинского шпиона. Я сомневаюсь, что в Киеве в ближайшее время, во всяком случае, до 7 февраля, кого-то будут арестовывать как российского шпиона по политическим мотивам. Пока, слава Богу, обстановка у вас в этом отношении спокойная. А в России она очень плохая….
- ЦОС ФСБ уже выразило «фе» Службе безопасности Украины. Заявило, что действия российской стороны – это «ответ Чемберлену», продиктованный возросшей вербовочной активностью Украины в отношении российских граждан…
- Да им плевать в данном случае, как на украинских, так и на российских шпионов. Они, надев погоны, как бы соглашаются играть в эти игры. Ключевая фраза в заявлении ЦОС для меня лично – «возросшая вербовочная активность спецслужб Украины».
Но если возросла вербовочная активность спецслужб Украины это же надо подтверждать. В противном случае, действительно толпа шпионов, до десяти миллионов человек мотаются туда-сюда через границу и всех кругом вербуют?!
- Между прочим, большинство украинских экспертов в этой ситуации шокированы непрофессионализмом СБУ…
- Не удивлен. Потому что да – СБУ работает удивительно непрофессионально и это понятно. В коллегии этого учреждения половина людей гражданских, не имеющих отношения к спецслужбам. И, вообще, там черт знает, какие принимаются кадровые решения, в отличие, допустим от ГУР Минобороны Украины (Главное управление разведки, аналог российского ГРУ ГШ - ред).
Как ни странно, это учреждение выглядит вполне компетентно, в силу того, что большое количество сотрудников бывшей советской военной разведки были этническими украинцами, которые, перебравшись домой, смогли как-то прилично укомплектоваться. Хотя там тоже есть свои проблемы.
А СБУ в данном случае… Хотя Наливайченко все-таки закончил Краснознаменный институт КГБ, товарищ Ющенко – его куратор, проходил службы в погранвойсках КГБ СССР на советско-турецкой границе на базе недалеко от Ленинакана. Был я на этой базе, и извините, но украинский хлопец, служащий в погранвойсках КГБ СССР на 90% сексот.
И у меня, например, нет никакой уверенности в том, что это не было вообще совместной тройственной провокацией двух спецслужб. Ваши помогли нашим решить проблемы с диссидентами.
- Почему Вы так думаете?
- Потому, что я уже привык к тому, что когда вижу какую-то очевидную глупость, это значит, не глупость, а то, что я просто не знаю, как на ней зарабатывают. Как с дорожным знаком: Вы видите, висит идиотский дорожный знак, но он же висит не потому, что его идиоты вешали, а потому что в кустах уже сидят.
Это только нам, лохам, кажется, что в спецслужбах работают одни дураки. Нет, это не так. Потому я и не исключаю такую «приятную» договоренность между спецслужбами двух наших государств.