Эпидемия так называемого свиного гриппа, или А/Н1/N1, свалилась на нас как снег на голову. Хотя еще весной специалисты предостерегали о возможной вспышке опасной вирусной инфекции с наступлением нового эпидемического сезона. А европейские эксперты уже в августе прогнозировали значительный рост количества инфицированных штаммом вируса А/Н1/N1. Тем не менее, еще в четверг вечером мы ложились спать, будучи уверенными, что никакой эпидемии в Украине нет, а проснулись уже «в мировой пандемической зоне так называемого калифорнийского гриппа, который ранее называли свиным гриппом». По крайней мере так охарактеризовал ситуацию министр здравоохранения Украины Василий Князевич. С вечера на всех телеканалах звучала одна и та же информация — эпидемии нет, вирус еще не идентифицирован, результаты анализов будут на следующей неделе. И мы должны были этому верить. Вряд ли что-то кардинально изменилось за одну ночь, кроме позиции министерства, разумеется. И мы опять должны ему верить.
В такой экстремальной ситуации стремительно распространяется не только информация, но и паника, которая может подтолкнуть людей к различным непродуманным, а порой и опасным действиям. Самолечение — одно из них. И сколько бы ни заверял министр, что причина смертей в том, что люди поздно обращались в больницу, статистика летальных случаев говорит сама за себя — до сих пор нет верифицированных диагнозов жертв. Как и от чего лечили в этом случае?!
К списку трех областей, где с начала октября свирепствует эпидемия, добавились новые — Ривненская, Волынская и Черновицкая, некоторые источники называют и Закарпатье. В пятницу, когда верстался номер, было известно, что в западном регионе от пневмонии умерло 34 человека, среди них двое детей и врач, который контактировал с больными. Чуть позже появилась информация, что жертв уже 37, по уточненным данным, среди них не один, а четыре врача. Во Львовской области, которую вирусы атаковали одной из первых, в приказном порядке решили подключить студентов-медиков — они должны будут работать с больными на дому. Интересно, имеют ли чиновники на это право? И позаботились ли они о средствах индивидуальной защиты для них? И что смогут сделать эти дети, если врачи с большим опытом работы растерянно разводят руками — такой пневмонии они не встречали ранее. Осенью действительно повышается уровень заболеваемости верхних дыхательных путей, но летальные исходы регистрируют редко — один-два случая в месяц, а тут счет жертв идет уже на десятки. Человек приходит в палату своими ногами, но уже через несколько часов в легких наступают необратимые явления.
Инфекционисты и вирусологи Национального медицинского университета им.А.Богомольца, к которым «ЗН» обратилось за комментариями, в первую очередь обратили внимание на нетипичное течение пневмонии — слишком короткое время проходит от первичных проявлений болезни — насморк, першение в горле, кашель — до крупозного воспаления и отека легких. Наши источники в Минздраве сообщили, что и в столице уже есть первая жертва пневмонии, но вносить ее в статистику пока «не рекомендуется», вспышку в Киеве прогнозируют через 7—10 дней.
Чем и как будут лечить больных, если в столице с июля прошлого года не финансируются статьи бюджета, предназначенные на приобретение медикаментов, дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты для медперсонала? Постельное белье, полотенца, халаты и прочее стирать негде и не за что — стационары выкручиваются, кто как может. О каком эпидрежиме можно говорить в такой ситуации?! И как тут выполнять рекомендации Минздрава, который заверяет, что спастись от инфекции можно, если грамотно чихать — в рукав, например, часто мыть руки с мылом, проводить влажную уборку в помещениях.
Ненамного лучше медикаментозное обеспечение и в регионах, которые уже ощутили удар эпидемии. Львовяне сообщают, что антибиотиков у них осталось от силы на два – три дня. В Тернополе все жалуются на то, что даже элементарную маску невозможно купить в аптеках, не говоря уже о противовирусных мазях, которые специалисты считают действительно эффективными.
С одной стороны, можно только приветствовать решение властей о карантине, в том числе в учебных заведениях. Но, приказав студентам очистить общежития, тем самым создали новую проблему. Дети поехали домой, но не исключено, что вслед за ними отправились и возбудители пневмонии, которые никак не могут распознать в наших лабораториях. Что будет со студентами, если они станут болеть дома, в селах, где нет не то что поликлиники, но даже фельдшерско-акушерского пункта?! Совет-требование министра обращаться к врачу при первых же симптомах заболевания будет весьма трудно осуществить. И если в областных больницах до сих пор не знают (или скрывают) точный диагноз, то что могут записать в карточку назначений в какой-нибудь амбулатории или даже ЦРЛ? Будут лечить на глазок — снимать симптомы ОРВИ, а потом разводить руками — не помогло! Сегодня, как никогда ранее, особенно болезненно ударило по нам отсутствие доступной и качественной первичной медпомощи, а также почти полный паралич лабораторно-диагностической службы.
Не до конца понятным остается, почему Минздрав не обратился в европейские лаборатории раньше — ведь эпидемия началась в первых числах октября, тогда же, по словам одного из заместителей министра, были зарегистрированы и первые летальные случаи.
О диагнозах в эти дни спорят все, но пока нет четкого ответа из авторитетной лаборатории, — все это только догадки. В четверг, 29 октября, на заседании Кабинета министров В.Князевич сказал, что результаты будут на следующей неделе, но уже на следующий день, 30 октября появились сведения о том, что у одних больных был выявлен свиной грипп, а у других — нет. Что же тогда послужило причиной пневмонии?
Сегодня встревожены и растеряны не только пациенты, но и врачи — до сих пор не известно, что на самом деле стало причиной эпидемии и смерти такого количества людей. Как и чем лечить в такой ситуации тех, кто обращается за медпомощью?..
Мы имеем несколько версий происходящего, но без верифицированного диагноза — это пока лишь предположения. Остается одно — дождаться выводов лаборатории, чей авторитет не подвергается сомнению, и учитывать это при разработке стратегии и тактики борьбы с эпидемией. Клиницисты утверждают: чтобы идентифицировать вирус, действительно нужно много времени — иногда это растягивается на две-три недели. Но в нашей ситуации это смерти подобно — по словам черновицких медиков, молодая пациентка сгорела от пневмонии буквально за два часа.
Не время ли спросить: как и куда использованы деньги, выделенные на борьбу со свиным гриппом? Еще в апреле было принято решение о выделении 50 миллионов гривен из госбюджета на меры по противодействию эпидемии. Судя по информации, выделены они были не только на бумаге — летом проводились тендеры, шли закупки. Но даже сегодня, в разгар эпидемии в нескольких областях, вы не найдете на официальных сайтах — куда и на что были потрачены эти деньги. Может быть, потому, что тратились они традиционно для нашей страны — по отработанным схемам. Во-первых, не было выбора — решили, что все — от тест-систем и медикаментов до лабораторного оборудования — лучше будет покупать у одного участника. Не будем уточнять — для кого. Это дело компетентных органов. По имеющейся у «ЗН» информации, Генеральная прокуратура получила необходимую информацию, и теперь выясняет, для кого и под кого прописывали такие схемы. Во-вторых, благое намерение потратить пару миллионов гривен на закупку тест-систем для диагностики гриппа — не только сезонного, но в первую очередь А/H1N1, закончились, мягко говоря, конфузом. Наши источники в Минздраве сообщили, что тендер странным образом выиграла фирма, которая не производит тест-систем для практического здравоохранения. Говорят, чиновники, которые благословили эту сделку, и сами удивились, когда узнали этот «секрет» производителя. Кстати, мы хотели, как говорится, из первых уст услышать о том, как были использованы выделенные 50 миллионов, и позвонили первому заместителю министра здравоохранения, главному санитарному врачу Украины Александру Биловолу. Однако, едва услышав «Зеркало недели», он ушел от ответа, сославшись на пресс-конференцию, хотя в то время он ее не проводил.
По-видимому, подобным образом были использованы не только средства, предназваченные на тест-системы. Сегодня оказалось, что даже в столичных аптеках нет одноразовых повязок и масок, оксолиновой мази, которая очень эффективно защищает от проникновения инфекции в организм. (Кстати, министр В. Князевич на брифинге в Минздраве 30 октября заявил, что Украина обеспечена противовирусными препаратами в полном объеме.) И только когда уже, как говорится, грянул гром, Минздрав принялся за усиление противоэпидемических режимов и разработку мер по минимизации эпидемии. Собственно, а что мешало это делать раньше? О закупке 15,5 млн. доз какой вакцины «для профилактики пандемического гриппа» идет речь? И насколько эффективно проводить вакцинацию против сезонного гриппа в период эпидемии?
До последнего времени специалисты санэпидслужбы рекомендовали делать прививки против гриппа, не особо вдаваясь в детали против какого — сезонного или т.н. свиного. Против последнего у нас еще нет вакцины, потому и советовали несколько туманно — колите, ту что есть, она все равно поможет. Львовские врачи категорически выступают против вакцинации, считая, что в сложившейся ситуации это окончательно «добьет» иммунитет. Ученые тоже считают, что вакцинация во время эпидемии — это не просто ошибка, а преступление. Пока все сходятся на том, что наиболее приемлемыми способами укрепления иммунитета остаются традиционные средства — мед, малина, калина, лук, чеснок. Кстати, наши бабушки весьма успешно лечили внуков травяными чаями, а взрослым на стол ставили натертый хрен со свеклой — он имеет в 20 раз больше витамина С, чем лимон. Медикаменты рекомендуют принимать все же под наблюдением врача — чтобы не навредить.