Почему мы позволяем себя обманывать и унижать, даже осознав это, терпим и молчим? Почему снова ярко и рельефно вокруг нас ощущается право сильного, когда и в автомобильном потоке, и в бизнесе, и в чиновничьих кабинетах, и в зале Верховной Рады господствуют наглые и безнаказанные?
Почему несколько тысяч мерзавцев навязывают свою псевдокультуру целому обществу? А общество в это время поглощено обсуждением проблем вроде того, на каком языке читать сказки детям, правы ли те, кто погиб с оружием в руках 60 лет назад и является ли Голодомор 30-х годов геноцидом?
Вы наверняка думали об этом и спрашивали других. Но опять в тихой тоске ждете, как его соотечественники пойдут на выборы и в едином порыве проголосуют за того, кто лжет красивее и совсем этого не стесняется.
Эти «почему» в разных вариациях приходят в голову каждому из нас. Даже тому мужичку, который прямо сейчас стоит у двери маршрутки, ожидая своей очереди, и жадно тянет последние глотки дыма перед тем, как бросить окурок под ноги и шагнуть на подножку. А в двух шагах, возле урны, стоит тетка с тележкой и плюхает на тротуар семечки – ее автобус еще не пришел. И думает об этих гадах в правительстве. Наверняка, о несправедливости мира и лучших временах говорят за шашлыком и водочкой компании лучших друзей, превративших в свалки все леса и берега рек в округе.
Но уже не эти двое, десять человек, а миллионы поддерживают правила игры. Водители и охранники, повара и официанты, массажистки и парикмахеры, уборщицы и садовники, банщики и швейцары, гаишники и журналисты, строители и коммунальщики, врачи и политологи и еще люди десятка профессий живут, склонившись перед силой, убедив себя, что только так и можно. Они ненавидят своих «благодетелей», но понимают, что возмутиться – это в лучшем случае потерять стабильность в жизни. А как минимум – нажить себе крутой геморрой на ровном месте.
Они понимают, что даже явно прибыльное дело не может работать и приносить деньги, если все делать по закону. Что для «решения вопроса» нужно просто найти нужного человека и так далее, далее. И в итоге все выходит на то, что для многих страна Украина представляется либо жалким, ненавистным и несправедливым историческим явлением, либо чистой абстракцией, лишенной практического смысла. Параллельным пространством. Слишком для многих.
А затем, отгородив свой кусочек жизни уже холопы, а не их начальство, едут на красный свет, идут через служебный вход, несут взятку, предают друзей и родных, давят слабого. А в свободное время выходят в «ничьё пространство» обговорить под шашлычок несправедливое устройство мира.
И стенания об «украинскости» и «совках», которые мешают развиваться национальному самосознанию, в этом свете выглядят, по меньшей мере, наивно. Взаимодействие людей всегда строится вокруг общего дела, общего проекта. Это не работа «на дядю» и даже не абстрактно «на государство», это именно работа на себя и при этом одновременно — на всех принимающих участие в ней.
Но этого нет, наши горизонтальные связи и доверие к людям разрушены. И вроде бы, какие-то подвижки в плане политических свобод есть, а в хозяйственной жизни, в элементарной бытовой чистоте они никак не получаются. Страна рушится на глазах, превращается в огромный мусорник, и срочное вымирание несколько поколений «совков», которого однажды искренне пожелал в прямом эфире нардеп Черноволенко, ничего не изменит, пока есть покорно принимаемые «правила».
Самое забавное, что надежды на то, что «придет настоящий лидер, сильная рука, и все сделает правильно», заставит всех жить по-новому и подметет остановки, тоже лишены всякого смысла. Может быть, и придет, но не исправит и не подметет. Систему не переломить в одиночку, а взрослого человека не перевоспитать в одночасье.
И слишком много в этой системе взрослых людей, которые будут изо всех сил совать палки в колеса, защищая свой, отгороженный кусочек жизни: свою застройку на берегу реки, свои «ксивы от гаишников», «тяги» в высоких кабинетах. Даже исторические особенности Украины таковы, что одного лидера будут не слушать, почитать и любить, а наоборот, все остальные лидеры немедленно объединятся против него и начнут топить – даже вопреки здравому смыслу.
И если мы не хотим наступать на одни и те же грабли еще двадцать, тридцать, пятьдесят лет, надо делать ставки на другие идеи. А идеи эти просты: нельзя отдавать собственные деньги, собственное имущество и полномочия кому-то в управление. Попросту говоря, «делегировать» мы ничего не обязаны. Что делать со своими деньгами мы способны решить сами, на своем уровне – дома, района, города, - не отдавая их для этого в государственный бюджет, который все равно будет разворован. А ведь государство действует сегодня именно так: мол, давайте сначала заберем у вас все ваши деньги, а потом будем иногда некоторым понемногу помогать. Исходя из этого и следует в положенный срок демонстрировать гражданскую позицию.
И второе: взвалить на себя личную ответственность за внедрение механизмов «современного, цивилизованного, европейского народовластия». Это касается и меня, и мужичка на остановке. В нас достаточно сил и разума, чтобы не искать в себе «неукраинскость», позволяющую стоять отстраненно, говорить об «этой» стране, а воспитывать в себе и своих детях вкус и уважение к Родине. В своих близких, в друзьях, коллегах, подчиненных, в читателях, наконец. До кого дотянешься. Концентрировать ее истинный вкус, цвет, запах. Ведь грязь, серость, пошлость и безысходность, которые сейчас накапливаются вокруг смысла слова «Родина», разрушают не абстрактное государство, а нас самих.
Нужно заставить видеть друг в друге не «москалей» и «бандеровцев», но рассмотреть разные чудачества, присущие только своим – равным и родным. А своим можно простить все. Ведь гораздо приятнее сознавать: случись что – всегда можно обратиться за помощью, тебе в ней не откажут. Тем более что жизненные ценности у всех одинаковые - жить на родной земле, работать и богатеть.
Идя этим путем, мы должны понимать, что не обойдется без траты усилий в подарок государству и своему народу, и не ждать, что они вернутся моментальной выгодой. Да, быть может, сделать что-то честно, чисто и быстро не совсем удобно и выгодно. Но никто не обещал, что будет легко, и никто не сделает за нас хорошо. Не вымоет покрытой двадцатилетней грязью «ничейное» окно в подъезде.
А если вас этот путь не устраивает, сидите спокойно дома перед телевизором, «голосуйте сердцем», оставляйте после себя горы бутылок и пластиковой упаковки, плюйте на тротуар, мочитесь в подворотне. Но и не жалуйтесь на грязь, вонь и плохую жизнь.