Вокруг загадочной истории с отравлением Виктора Ющенко появляются новые сенсационные подробности. Так, начальник отдела по надзору за расследованием уголовных дел следователями Генпрокуратуры Лариса Чередниченко заявила о причастности к фальсификации доказательств по делу №49-1361 (об отравлении кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко) высокопоставленных должностных лиц Секретариата президента и представителей семьи Ющенко. Об этом она сообщила в рапорте на имя генпрокурора Александра Медведько.
Чередниченко пришла к столь однозначному выводу, работая в составе временной следственной комиссии парламента по расследованию обстоятельств отравления Ющенко. Чередниченко информировала генпрокурора о вмешательстве в ход следствия отдельных лиц из окружения Виктора Ющенко под руководством его супруги Катерины, попытках этих людей скрыть «искусственность» факта отравления. Чередниченко ссылается на показания Давида Жвании следственной комиссии Рады, где тот заявлял, что из медицинских учреждений были изъяты образцы крови Ющенко, дабы сделать невозможной сравнительную экспертизу и скрыть отсутствие диоксина в его организме.
«...Как показал Жвания, — говорится в письме Чередниченко, — у потерпевшего в сентябре-октябре 2004 года при содействии австрийского врача были взяты образцы крови. Однако они не были исследованы ни в Украине, ни в какой-либо европейской стране. Их тайно доставили в США, где обогатили диоксином, а в дальнейшем, при содействии сотрудников американских спецслужб, передали в Австрию. Именно эти образцы крови руководством австрийской клиники «Рудольфинерхаус» были направлены для исследования в экспертных учреждениях, которые и выявили наличие диоксина».
Чередниченко пишет и о том, что ею была обработана распечатка фонограммы телефонного разговора женщины, которую называли Мартой, с неким Романом. Беседа велась по-английски с вкраплениями украинских слов и касалась транспортировки образцов крови Ющенко из США в Австрию. «Изучение наработанных временной следственной комиссией ВР материалов, — констатирует Чередниченко, — создало у меня убеждение о наличии других, кроме основной и единственной (отравление Ющенко во время ужина на даче у замглавы СБУ Владимира Сацюка. — ред.), версий, которые, возможно, не принимались во внимание следователями по делу об отравлении Ющенко. В частности, жизнеспособной представляется версия о причастности отдельных высокопоставленных служебных лиц СП к попыткам фальсификации доказательств в уголовном деле №49-1361... Вывод фоноскопической экспертизы в случае получения статуса доказательства по уголовному делу дает определенные основания считать, что Марта — оперативный псевдоним лица, которому принадлежит голос, а само отравление — не что иное, как тщательно спланированная оперативная комбинация отечественных и зарубежных спецслужб».
Свой рапорт Чередниченко подписала 26 августа, а уже на следующий день ее предупредили об увольнении по сокращению штатов, предложив две нижестоящие должности, от которых она отказалась. И обжаловала приказ в суде. «О своем рапорте не жалею, — сказала она. — Но не думала, что будет такая реакция. Мне казалось, свое ведомство я знаю, но, видно, ошибалась». Генпрокурор Александр Медведько и Галина Климович (руководитель следственной группы по делу об отравлении Ющенко), чьи комментарии хотела получить газета, встречного желания не выразили. В то же время источник в Генпрокуратуре отметил, что Чередниченко — подчиненная замгенпрокурора Рената Кузьмина, у которого с Климович давний конфликт.
Лариса Чередниченко отказалась сказать, кто, по ее мнению, скрывается под псевдонимом «Марта».
В то же время, неделей ранее Президент Украины Виктор Ющенко обвинил российские власти в укрывательстве людей, которые, как он считает, отравили его во время предвыборной кампании пятилетней давности. Об этом сообщил близкий к расследованию дела источник.
«Мы считаем, что за отравлением стояли российские власти», - сказал источник газете The Sunday Times.
«Учитывая позицию России, я не надеюсь, что кто-нибудь из главных участников предстанет перед судом», - добавил он.
В статье напоминается, что Президент Ющенко обвиняет Кремль в сокрытии людей, которых он подозревает в причастности к своему отравлению.
«Люди, которые организовали мое отравление, последние четыре года находятся в Москве», - заявил Президент.
«Я уже трижды обращался к российскому президенту», - добавил Ющенко.
По словам Президента, расследование показало, что одним из подозреваемых следует считать экс-заместителя главы СБУ Владимира Сацюка, который сейчас имеет гражданство РФ и по некоторым данным, является советником директора ФСБ России.
Напомним, кандидат на пост Президента Ющенко был отравлен 5 сентября 2004 года, предположительно во время ужина с тогдашним главой СБУ Игорем Смешко и его заместителем Сацюком на даче последнего.
Результаты исследования крови Ющенко показали наличие в ней следов диоксина. Для проведения экспертизы по его идентификации ГПУ планировала закупить диоксин, который производится в России, США и Великобритании. Результаты исследования образцов из США и Великобритании показали, что они не совпадают с формулой диоксина, которым был отравлен нынешний Президент.
Россия так и не предоставила образец диоксина для проведения экспертизы. Хотя Генеральная прокуратура Украины получила от правоохранительных органов РФ согласие на исследование образцов диоксина, производящегося там.
О том, что на самом деле случилось в 2004 году, и будет ли дело об отравлении Виктора Ющенко доведено до логического завершения, ForUm спросил у политиков и экспертов.
Соратник Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года Евгений Червоненко рассказал ForUm’y о том, что дело об отравлении Ющенко вряд ли будет доведено до конца. «С каждым днем я все меньше верю в то, что это дело будет доведено до конца. Слишком близки выборы», - пояснил он.
Чиновник подчеркнул, что единственный выход из ситуации – заставить людей, расследующие это дело, говорить правду, а не руководствоваться «политическим ветром». «Нужно чтобы набрались мужества и дали ответ те, кто должен комментировать этот вопрос», - подчеркнул он и добавил: «К сожалению, у нас демократию восприняли как вседозволенность. Нужно как на Западе за клевету и дачу ложных показаний притягивать к уголовной ответственности. Одно, два, три доведенных до конца дел привели бы к тому, что в стране был бы порядок. А так это даже не «Свадьба в Малиновке», а броуновское движение».
В свою очередь, депутат от НУ-НС, член Комиссии ВРУ по вопросам расследования обстоятельств отравления кандидата на пост Президента Украины Виктора Ющенко Геннадий Москаль заверил корреспондента ForUm’а в том, что дело об отравлении нынешнего Президента Украины Виктора Ющенко никогда не будет раскрыто. «Это преступление никогда не будет раскрыто хотя бы потому, что у нас нет специалистов по ядам. Давайте пригласим сыщиков из Скотланд-Ярда или ФБР. Там есть много примером раскрытия подобных преступлений. Пусть они проведут независимое расследование и скажут, было ли отравление Ющенко или не нет. Если было – указали на виновных. Если нет, поставили в этом деле точку», - пояснил он.
Москаль напомнил, что уже неоднократно заявлял, что дело об отравлении никогда не раскроют.
Комментируя информацию о причастности к фальсификации доказательств по делу об отравлении Ющенко высокопоставленных должностных лиц Секретариата Президента и представителей семьи Президента, он отметил: «Я не буду разбираться в скандале, который сейчас возник внутри следственно-оперативной группы. Скандалы возникают там, где нет выхода продукции, где спертый воздух. Там начинается «грызня», друг на друга вешают всех собак».
«Эта тайна также будет преследовать нас, как и вопросы, жив ли Борман и от чего умер Сталин? Через 20-30 лет телевидение достигнет таких высот, что об этом можно будет снимать фильмы», - подытожил нардеп.
Его коллега по фракции Владимир Стретович сообщил, что его самого по делу отравления Ющенко собирается допросить Генеральная прокуратура. «Я не понимаю, какое я имею к этому отношение, если я вначале сентября 2004 года проводил агитацию в Херсонской области. О том, что с Президентом не все в порядке, я узнал только 6 сентября, когда приехал на сессию и спросил, почему нет главы? Мне ответили, что он заболел, видимо, гриппом», - поведал народный избранник.
В тоже время он подчеркнул, что «чем дальше мы отдаляемся во времени от событий преступления, тем сложнее расследовать это дело». «Как песок задувает щели здания, так и время наслаивает все новые и новые факты, в которых тяжело разобраться. Работа длится. Генеральная прокуратура ведет следствие, раз уже допрашивает не просто очевидцев, а людей, которые не имеют к делу никакого отношения. Но вероятность того, что дело будет раскрыто на 100%, очень низкая», - заверил он.
Некогда соратник Виктора Ющенко, депутат VI созыва Тарас Чорновил уверен, что никакого умышленного отравления не было. «Это могла быть реакция организма на бытовые отравления или несовместимый образ жизни во время лечения стволовыми клетками. По некоторым данным, Виктор Ющенко в тот период как раз проходил лечение в хорошо известной всем клинике. Могло произойти неправильное лечение. Или, возможно, побочный эффект дало употребление алкоголя. Я узнал, что при лечении стволовыми клетками категорически запрещено употреблять алкоголь. Припоминаю, что Ющенко, когда я еще с ним контактировал, употреблял много алкогольных напитков. А в день, когда якобы было отравление, Ющенко пил такие «коктейли», которые категорически запрещены даже абсолютно здоровому человеку», - сообщил народный избранник.
Кроме того депутат подчеркнул, что история с отравлением – это фальсификация. «Виктор Ющенко ни одного раза официально не сдавал анализ крови, не было передано ни одного медицинского документа следствию. Первая комиссия Сивковича смогла достать только больничную карточку, но она не может дать полные данные об истории болезни Ющенко. Сам Ющенко не дал следствию ни одного материала. Я уверен, что ответ на то, было ли отравление, мы обязательно получим после завершения каденции Виктора Ющенко. Откопать правду будет просто, если Генпрокуратура захочет серьезно этим заняться», - заверил нардеп.
Такого же мнения придерживается заместитель главы Комиссии ВРУ по вопросам расследования обстоятельств отравления кандидата на пост Президента Украины Виктора Ющенко Спиридон Килинкаров. «Это дело было бы доведено до логического завершения, если бы факт отравления был. Пять лет вполне достаточно для того, чтобы раскрыть такого рода преступление. Почему оно не раскрывается? Все очень просто: как можно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет?! На мой взгляд, никакого отравления не было», - заявил депутат.
Нардеп подчеркнул, что если бы Президент был заинтересован в расследовании этого дела, он бы сам сдал анализы крови, активно сотрудничал с органами, ведущими следствие. «На протяжении пяти лет никто не видел такой инициативы со стороны Президента. У него просто нет заинтересованности в этом вопросе», - отметил он.
Депутат также выразил надежду на то, что это дело будет раскрыто после того, как Виктор Андреевич уйдет с поста президента. «Я надеюсь, что в Генпрокуратуре и в Службе безопасности Украины произойдут определенные изменения, и они смогут сказать, кто оказывал на них давление, и почему эта информация не была предана огласке ранее. Я очень сомневаюсь в том, что до окончания президентской кампании в этом деле будет поставлена точка», - подытожил депутат.