В конце ноября 2004 года это событие перевернуло жизнь украинцев, и в первую очередь, киевлян – в Украину пришла «оранжевая» революция. По истечению четырех лет историки, политологи, да и обычные граждане по-разному оценивают происходящие в то время мероприятия на Майдане. Все реже можно услышать о том, что Ющенко – отец нации, достойный лидер, способный изменить жизнь к лучшему. Такого же мнения придерживается и один из «полевых командиров» Майдана, ныне народный депутат из БЮТ Владимир Филенко. ForUm накануне годовщины революции поговорил с ним о событиях «минувших дней».
- Владимир Филиппович, скоро годовщина «оранжевой революции». Вы, как один из «полевых командиров Майдана», будете праздновать?
- Без сомнения, буду, как всегда. Надеюсь, сколько мне Бог даст времени, буду каждый год праздновать.
- А на Майдан пойдете?
- Конечно. Правда, я не думаю, что это будет какое-то массовое действие. Но я там буду. Скорее всего, ко мне присоединятся и мои друзья – «полевые командиры».
- То есть, Вы считаете, что каждый год 22 ноября нужно устраивать какие-то мероприятия по случаю этого праздника?
- Не 22, а 21 ноября. Я объясню, почему. Ющенко, который пришел на Майдан в 12.30 22 ноября, решил на этот день и назначить День Свободы. Но мы начали строить сцену на Майдане в девять утра 21 ноября. Поэтому для нас Майдан начался именно тогда. А вообще мы его готовили полтора года. Поэтому у нас с Президентом получается такое несовпадение по времени и дате.
Таким образом, я, без сомнения, пойду на Майдан именно 21 ноября. Можно, конечно, еще и 22, 23-го пойти, ведь Майдан был 17 дней. Но для меня и моих друзей – Стецькива, Томенко, Луценко и для многих других Майдан начался именно 21 ноября в 9 утра.
- Сейчас Вы не жалеете о том, что так активно боролись за Ющенко?
- Я не сожалею ни о чем. Я немного разочарован в том, что произошло после Майдана. Конечно, если бы я сказал что-то другое, то был бы неискренним и перед вами, и перед Господом Богом. Но относительно всего Майдана и каждого человека, который там был, я не сожалею. Для меня это, возможно, были лучшие дни в моей жизни.
- А какие у Вас самые яркие впечатления того времени?
- Люди, лица, глаза… Конечно, воспоминания еще об огромной отдаче делу, ради которого вышел народ, а также о вежливости, организованности и спокойствии Майдана. Это его дух. Чаще всего я там слышал слово «извините», если кто-то кому-то наступил на ногу.
- Сейчас многие люди разочаровались в Ющенко. Они говорят, что если бы знали, как сложится дальше их жизнь, то никогда не пошли бы на Майдан. Как Вы воспринимаете такие настроения в обществе?
- Я знаю о таких настроениях общества. Я думаю, что они не доминирующие.
Но я знаю и другие настроения – очень многие люди, которые были на Майдане, не жалеют об этом. Ведь люди в основной своей массе выходили не за Ющенко, а за себя, своих детей, Украину, наш европейский выбор и лучшую жизнь. По большому счету, я считаю одной из проблем Ющенко – то, что он не понял этого. Он думает, что люди вышли на Майдан его поддержать, но, на самом же деле, каждый выходил за себя. Когда Ющенко говорит, что его выбирал Майдан, то он ошибается. Майдан не его выбирал, а создавал условия для честного выбора, потому что избиратели голосовали не на главной площади Киева, а возле урн.
В целом, мы, как государство и страна, дали пример, без лишней скромности, самой красивой, массовой и организованной в мире революции. Мы показали, что мы – европейская нация, что можем отстаивать высокие идеалы не за деньги. Потому что все собранные за деньги Майданы были слабой пародией на тот Майдан, который делали сами люди.
По большому счету, я скромно оцениваю нашу роль, как «полевых командиров». Мы придумали идею, показали «свет», на который нужно идти, а все остальное сделали люди. Они показали наивысшую степень организованности и уверенности.
- Не кажется ли Вам, что Ющенко предал тех людей, которые стояли на Майдане?
- Мне не кажется, а я в этом уверен. Он перечеркнул лучшие надежды, он не воспользовался тем энтузиазмом и огромной степенью доверия, которое было дано ему обществом, чтобы вести дальше страну по пути реформ. Ведь сделать ему нужно было немного – выполнить то, что говорилось на Майдане. У него для этого были все возможности.
- Чего не хватило Президенту?
- Я думаю, воли, силы, совести, последовательности и многих других вещей. Но ключевое – это понимания, что такое Майдан, и какая роль Ющенко в тех событиях. То есть, ему нужно было отказаться от многих вещей, как это сделали люди. Ему не хватило самопожертвования. Он не отказался от красивой, роскошной жизни, поэтому я повторюсь, ему не хватило того самопожертвования, которое продемонстрировал народ.
- А сможет ли Ющенко вернуть к себе доверие людей, или это уже нереально?
- Как говорят физики, он уже прошел точку невозвращения. Единственное, у него еще есть шанс полностью «не вляпаться» в историю. Ему нужно переосмыслить много вещей. Возможно, годовщина революции ему как-то в этом поможет. Может быть, Ющенко смог бы еще частично исправить те ошибки, которые он сделал.
Но мне кажется, Президенту нужно забыть о втором сроке. Кроме того, ему необходимо прекратить бороться с Тимошенко и Януковичем, а противостоять кризису и тем вызовам, которые стоят перед страной. В конце концов, выполнить роль Президента – Гаранта Конституции, и перестать подавать позорный пример по нарушению законов.
- Владимир Филиппович, а возможно ли в Украине повторение «оранжевой» революции?
- Дважды в одну реку войти нельзя. Поэтому и повторение тех событий невозможно. Майдан может повториться только в виде фарса.
На сегодняшний день, по моему мнению, такой красивый Майдан не может быть. Правда, я боюсь другого Майдана – неорганизованного, стихийного, буйного, Майдана как протестной реакции на неприятности, которые существуют в стране. Я не исключаю, что подобные события могут быть и в ближайшее время. Об этом должны думать вожди, и в первую очередь Президент.