Происходящему в украинской политике может позавидовать любой сценарист сериалов. Правда, те, кто «пишет» парламентскую «мыльную оперу», последнее время начали перегибать палку. Чего только стоит одно решение БЮТ привести в предстоящий вторник к присяге нового депутата вместо «предателя» Игоря Рыбакова без согласия Центризбиркома и парламента.
Народный депутат из НУ-НС Олесь Доний уверен, что в данной ситуации коалиция не должна подавать пример беззакония. Об этом и текущей политической ситуации в стране он рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Александр Сергеевич, поддерживаете ли вы решение БЮТ привести во вторник к присяге нового народного депутата на замену Игорю Рыбакову, учитывая, что по этому вопросу нет решения ЦИК?
- При всей коварности шага Рыбакова, следует сказать, что нынешняя Конституция предусматривает только две императивные нормы: депутат может быть лишен полномочий, если он не вошел в состав фракции той политической силы, по списку которой баллотировался, или если он вышел из фракции. Если бы КСУ дал расширенное разъяснение, что выход из коалиции является автоматическим выходом из фракции, это было бы основанием для лишения полномочий депутатов, которые заявили о выходе из коалиции. Но Конституционный суд не предоставил такого широкого толкования. Таким образом, нет формально-юридических оснований для лишения полномочий депутатов, которые не вышли из состава фракций.
Я понимаю желание коллег сохранить коалицию и их негодование по поводу действий Рыбакова и Бута. Но если мы не будем действовать, согласно закону, и будем показывать пример беззакония, то он дальше будет распространяться по всей стране.
- Но если БЮТ все-таки во вторник попытается без решения ЦИК привести к присяге депутата, вы будете им как-то препятствовать?
- Я постоянно выступаю с критикой блокирования трибуны оппозицией, и, тем более, провластной фракцией. Поэтому, понятно, что блокирование трибуны с нашей стороны было бы абсурдным. Но я выскажу свою позицию по этому поводу на заседании фракции. Скажу, что мы должны действовать согласно закону. Напомню, что, например, группа «Народная Самооборона» исключила Юрия Бута из своего состава еще три недели назад. Но это скорее моральная сатисфакция, потому что это решение не несет формально-юридических последствий. В целом, это был хороший урок в частности нам, чтобы мы в следующий раз были внимательнее при формировании своего списка. Но сейчас прибегать к незаконным мерам – это не выход из ситуации.
- А какой выход?
- Я на заседании фракции рассказывал о трех вероятных выходах, если не говорить о досрочных выборах. То есть, о тех, которые сохраняют нынешний состав парламента. Первый: НУ-НС и БЮТ продолжать политику кулуарных договоренностей с фракциями КПУ и Блока Литвина. Ведь раньше неоднократно за инициативы БЮТ голосовала или полностью, или частично фракция Компартии. Блок Литвина вообще очень часто консолидировано голосовал с коалицией. Эту практику теоретически можно было бы продолжить. Но на последней пленарной неделе мы увидели, что, очевидно, существуют новые какие-то договоренности между оппозиционными фракциями, которые решили показать неспособность коалиции самостоятельно принимать решения и не голосовали. Понятно, что если такая практика будет продолжаться, тут вопрос, чьи кулуарные договоренности сильнее. То есть, это возможный вариант, но усложненный.
Второй вариант предусматривает создание новой коалиции в составе НУ-НС, БЮТ и Блока Литвина. Почему так? Потому что Блок Литвина на своем съезде четко определился, что он не будет присоединяться к существующей коалиции, а готов принимать участие в формировании новой. Это означает отставку правительства и формирование нового. Такой бы состав для нынешнего большинства мог бы быть оптимальным, потому что Блок Литвина нигде не обнародовал своих требований относительно желания возглавить правительство. Значит, Юлия Тимошенко могла бы быть спокойной по поводу того, что и новый Кабмин возглавит она. В то же время, для НУ-НС был бы серьезный вопрос, а готов ли он к ротации спикера ради создания такой коалиции, потому что эксперты очень часто высказываются, что Блок Литвина готов именно к такому раскладу при формировании коалиции.
Третий вариант – это формирование коалиции из НУ-НС и ПР. Но это усложненный вариант, потому что на данный момент в средине блока НУ-НС нет 37 человек, которые проголосовали бы за это, так как модератором такой идеи считается Балога и его группа, к которой существует скептическое отношение в средине нашей фракции. Если бы за такую коалицию высказался Ющенко, то, возможно, эти голоса были бы найдены. Но не вся фракция бы это поддержала, и в ней бы создалась внутренняя оппозиция, в состав которой вошла бы в частности «Народная Самооборона». В таком случае, голосов бы все равно не хватало для результативных голосований. Значит, опять же коалиции бы была нужна третья фракция – Блок Литвина, у которого фактически опять бы была «золотая акция». Такое большинство было бы нестойким, потому что у него бы была мощная оппозиция извне в лице БЮТ, а также внутри в НУ-НС.
Все три варианта, которые я назвал, предусматривают деятельность и трудоспособность парламента. А самое худшее, это та патовая ситуация, которая сегодня существует, когда ВРУ вообще не может принять ни одного решения. Если все эти варианты не будут приняты, и будет продолжаться нынешняя ситуация, то перед обществом станет вопрос перевыборов. Но они без изменений в избирательное законодательство не приведут к ротации элиты. А для того, чтобы изменить его, необходим работающий парламент. То есть, тут замкнутый круг.
- Но есть еще один важный момент. Вы заявили, что дело Жвании может стать толчком к пересмотру отношений НУ и НС. То есть, Ваша политическая сила способна на какие-то радикальные шаги? Тогда вообще не смысла говорить о коалиции.
- Идет политическое давление на представителей нашей группы. Три недели назад мы это обсуждали на заседании фракции, которая приняла решение о необходимости подачи заявления на имя Президента относительно недопустимости политического давления, что должен был сделать Вячеслав Кириленко. Если же позиция «Нашей Украины» изменилась, то, очевидно, что это повод для серьезного разговора в средине фракции, и для того, чтобы НС определялась, как ей действовать дальше. Я сказал только об этом.
Для «Народной Самообороны» важно, чтобы политические силы, которые входят в состав нашей фракции и коалиции, сохраняли союзнические отношения.
- Но, учитывая, что Жвания продолжает раздавать нелестные комментарии в адрес Ющенко, а кадровые вопросы не будут решены на текущей сессии, возможно, следовало бы спустить пока это дело «на тормоза»?
- Относительно высказываний господина Жвании – это вопрос этики их отношений с Ющенко, о чем неоднократно говорилось на заседаниях фракции и группы НС. Многие политики говорили, что не допустимо выяснение межличностных отношений в таком формате, до которого уже дошли в этом деле. Нельзя на политический уровень выносить информацию частного характера. Но, независимо от политических и этических высказываний Жвании, нельзя за политическую позицию прибегать к политическому давлению, в частности с помощью судебных структур. Это недопустимо, что бы он ни говорил.
- Александр Сергеевич, можно ли ожидать, что предстоящая пленарная неделя будет продуктивной? В частности, будут ли приняты изменения в госбюджет?
- Пока что фракция не проинформирована о возможности позитивного голосования по любому законопроекту. Сама коалиция на данный момент в средине себя не может найти 226 голосов. Значит, как я говорю, доложен быть один из трех вариантов.
- Партия регионов говорит, что уже де-факто существует новый формат коалиции…
- Заявления Партии регионов – это их желания, а не реальность. Если бы какая-то широкая коалиции, о которой они говорят, существовала, то у них была бы возможность проводить результативные голосования.
- А Ющенко способен исправить сложившуюся ситуацию?
- Президент пока что работает на ослабление парламента. К сожалению, было заметно, что не в интересах президентского окружения было усиление ВРУ. Не зря сейчас говорят, что выход из коалиции Бута и Рыбакова – это идея не ПР, а Секретариата Президента. Никто наверняка не может об этом сказать, но о контактах Рыбакова и Балоги масс-медиа писала неоднократно.
Ольга Москалюк