Всю уходящую неделю общество пыталось выяснить, так жива коалиция или нет?! Мнения разнились, поскольку украинское законодательство прописано в лучших традициях нашего менталитета. Вроде как коалиция прекращает свое существование, когда одна из формирующих ее фракций уходит, хлопнув дверью. Но, с другой стороны, для жизнедеятельности у нее должно быть большинство – именно эти 226 заветных голосов. Поэтому все с нетерпением ожидают продолжение так поднадоевшего, но необходимого сериала «Битва властных титанов. Часть вторая». Народный депутат из ПР Вадим Колесниченко прогнозирует, что предстоящий вторник пройдет под эгидой, кто кого хуже назовет, и кто быстрее попросит перерыв в работе парламента. Об этом и текущей политической ситуации в стране он рассказал в интервью корреспонденту ForUm’a.
- Вадим Васильевич, с юридической точки зрения, существует сегодня коалиция или нет?
- С одной стороны, действующим регламентом не предусмотрен выход из коалиции отдельных депутатов. Выходит коллизия: с коалицию формируют фракции, но это происходит на основе личных заявлений депутатов. Ни фракция НУ-НС, ни фракция БЮТ формально не выходили из большинства, но они существуют не в полном составе. Было бы правильно, чтобы Яценюк объявил о том, что коалиция прекращает свое существование в связи с тем, что у нее нет большинства.
С другой стороны, не оговорено, как обязательное, что коалиция должна иметь большинство. Это «дыры» нашего законодательства. В Европе такого, конечно же, не произошло бы.
Поэтому будем ждать вторника. Коалиция должна о чем-либо заявить.
- Но если во вторник коалиция не заявит о прекращении своего существования, ПР будет блокировать трибуну, чтобы не дать им рассматривать вопросы?
- У нас нет необходимости блокировать трибуну по одной простой причине: коалиция не может работать, потому что она не может проголосовать ни один из законопроектов, ни одно решение.
- Они могут вернуться к рассмотрению вопроса об отчете Семенюк.
- Они не могут вернуться к этому вопросу по одной простой причине – есть требование закона и политические договоренности, которые гласили, что все политические силы решили главное, что сначала утверждается программа приватизации, потом отчет Семенюк, и если он считается неудовлетворительным, рассматривается вопрос об ее отставке и назначении нового руководителя ФГИ. Для нас же не Семенюк важна, а принцип исполнения законов.
- То есть, продуктивной работы во вторник не будет, и мы опять будем наблюдать за политическими разборками?
- Безусловно. Скорее всего, будут поступать заявления о перерывах, будут разные взаимоисключающие заявления и обвинения. Естественно, продуктивной работы не будет.
- Политологи и политики утверждают, что еще ряд депутатов выйдут из состава коалиции в начале следующей недели. Есть ли в этом необходимость?
- Лично меня и фракцию ПР это беспокоит, потому что для нас было бы очень важно, чтобы коалиция существовала, чтобы кто-то нес ответственность за беспорядок, экономическую разруху и за те инфляционные перспективы, которые ожидают Украину.
Мы попадаем в очень странное двусмысленное положение. Это выглядит примерно так: хозяин автомобиля разбил ее, а теперь предлагает пассажиру дальше вести машину, отвечать перед работниками ГАИ и участниками ДТП за того, кто ее бросил. Теперь если ставить вопрос о том, что коалиция распалась, в течение 30 дней нужно создавать новое большинство - так называемую широкую коалицию. Я вас могу уверить, что избиратели ни одной из политических сил не поддержат ни один из вариантов нового большинства. Следовательно, если мы будем бороться за прекращение распада экономики Украины, то должны будем, не взирая на электоральные ожидания, идти на то, чтобы создавать хоть какое-то временное правительство с целью стабилизировать ситуацию.
- Выходит, о такого рода переговорах говорил Янукович?
- Да. Формально такие переговоры ведутся постоянно. Обратите внимание, около 70 % законов, которые принимала ВРУ, поддержаны примерно 300 депутатами. То есть, мы постоянно находимся в процессе переговоров.
- Но «Наша Украина» утверждает, что не ведет переговоры с ПР, и не пойдет с вами в коалицию. Вы надеетесь, что Президент заставит свою политическую силу согласиться?
- На Президенте уже все давно поставили «большой крест». Хотелось бы, чтобы этот «крест» как можно быстрее покинул территорию нашего государства. Мы же не о Президенте думаем, а о том, каким образом будет существовать Украина после тех действий, которые учинили отдельные политики. Это первое.
Второе, «Наша Украина» - это не Кириленко, а депутаты, которые в большой степени, я надеюсь, отвечают перед людьми за то, что будет дальше в нашей стране.
В Вашем вопросе прозвучало то, что ведет к распаду государства Украина, когда политические лидеры не умею договариваться и вычленить главное для страны. Таковы реалии. Это же до какого маразма нужно дожиться, чтобы объявлять: пусть все помрет, но мои принципы останутся главными.
Самое основное, «Наша Украина» сегодня не является ключевым игроком. Это умирающий политический проект, от которого все давно отказались.
- Анатолий Гриценко озвучил свое видение выхода из политического кризиса – Ющенко, Тимошенко и Янукович должны отказаться от своих президентских амбиций…
- Я не вижу претензий к Виктору Януковича, потому что за последние три года никто не может честно и официально сказать, что что-то в его действиях вело к распаду страны. Взять гуманитарный вопрос – он все время приветствовал объединение страны, в том числе и по языку, и говорит на двух языках, в отличие от Президента, который «насилует» людей и по-сути проводит политику культурного этноцида.
С точки зрения экономики: а какое из действий Януковича нанесло вред Украине? Все международные эксперты признали, что во время его правления наблюдался подъем экономики, стабилизация и перспектива роста.
Вопрос по НАТО для Януковича тоже был определен. Он отвечал интересам подавляющего большинства граждан Украины, которые согласно всем социологическим исследованиям в ближайшее время не хотели рассматривать эту тему. Президент заявляет совершенно обратное, что мы будем, и плевать на мнение народа.
А Тимошенко нужно было бы заняться своими коррупционными схемами, то есть ответственностью перед народом за те действия, которые были связаны с ЕЭСУ.
Заявление Гриценко вызвано только с одним – у человека появились свои президентские амбиции. Конечно же, при наличии таких тяжеловесов, которых он назвал, у него нет никаких шансов.
- Ваш коллега Николай Азаров заявил, что в парламенте есть нужное количество голосов, чтобы выразить недоверие действующему правительству Юлии Тимошенко. Есть ли сейчас в этом необходимость?
- Мы обратились к правительству с просьбой предоставить свой отчет, ведь у нас грубо нарушается Закон о бюджете на 2008 год, согласно которого в начале марта мы должны были рассмотреть изменения к нему. До настоящего момента этого документа в помине нет.
В средине этого месяца мы должны были утвердить бюджетную резолюцию, то есть экономический «коридор», по которому Украина должна была получить бюджет 2009 года. Ее нет. В качестве насмешки Тимошенко на прошлой неделе внесла документ под названием «Бюджетная декларация», который не предусмотрен законами. На основании декларации, которая называется «200 шагов к людям» бюджет невозможно написать. Следовательно, она опять избегает ответственности и, по сути, парализует подготовку главного финансового документа страны. Поэтому мы и обратились к правительству. Тимошенко ответила, что не собирается приходить в парламент, чтобы давать какие-то отчеты. Это не просто вызов, а демонстрация неуважения и нежелания сотрудничать.
Таким образом, в этой ситуации мы будем вынуждены ставить вопрос о том, что премьер не просто не состоялся, но даже не может объяснить, что будет дальше. Естественно, нам не выгодно отправлять ее в отставку. Но как дальше быть? Ведь у человека эйфория, головокружение от успеха или, может быть, головная боль. Может быть, у нее вообще начались психиатрические сдвиги. Какое она имеет право органу, который ее назначает и контролирует, заявлять: «Я не собираюсь с вами сотрудничать, предоставлять документы и перед вами отчитываться»?! Это уже клиника. Тимошенко, безусловно, напрашивается на то, чтобы ее отправили в отставку, ведь нужно отвечать за все сделанное. А ей надо готовиться к президентской кампании.
Вообще у нас политическая игра ведется очень страшно – на взаимное уничтожение. У Тимошенко позиция очень простая: раненых добивать, пленных не брать.
Мы, действительно, находимся в очень тяжелом положении. И Тимошенко, и Ющенко несут за это равную ответственность. Самое страшное, о чем говорят даже международные эксперты, что их действия можно оценить, как действия, направленные на уничтожение будущего Украины.