📅 12.03.2008 🕐 11:03
Вчера Виктор Ющенко провел совещание по вопросам противодействия коррупции в работе таможенных органов. Мероприятие началось с комплиментов в адрес руководства Государственной таможенной службы, добившегося роста таможенных сборов, а завершилось заявлениями о том, что эти результаты были достигнуты исключительно благодаря деятельности президента.
На рабочее совещание, состоявшееся во вторник утром в секретариате президента (СП), к Виктору Ющенко прибыли глава Государственной таможенной службы Валерий Хорошковский, генеральный прокурор Александр Медведько, и. о. главы СБУ Валентин Наливайченко и представители руководства СП. Главной темой встречи был президентский указ о борьбе с контрабандой (см. Ъ от 5 марта). В начале своего выступления президент обратился к собравшимся с просьбой найти "согласованный формат взаимодействия" между таможенниками и силовыми структурами, который позволил бы усилить эффективность борьбы с контрабандистами.
Отдельную часть выступления господин Ющенко посвятил оценке деятельности Гостаможни. Как уже сообщал Ъ (см. номер от 3 марта), ведомство отчиталось о резком увеличении таможенных сборов за последние два месяца, то есть после назначения главой службы господина Хорошковского. Глава государства похвалил Валерия Хорошковского, пожелав ему успехов в дальнейшей работе, после чего совещание продолжилось в закрытом режиме.
О результатах встречи его участники рассказали журналистам. При этом из выступления замглавы СП Игоря Пукшина следовало, что, вопреки публичным заявлениям, между президентом и главой Гостаможни существует определенное недопонимание. Заместитель главы СП заявил, что считает президента главным инициатором реформы таможенного ведомства, которая привела к сокращению контрабанды. По его словам, активная борьба с контрабандистами началась задолго до назначения Валерия Хорошковского главой Гостаможни.
– Сдвиги начались в 2007 году, после тематического совещания президента в СБУ (состоялось 17 ноября 2007 года.–Ъ). И в 2008 году мы получили положительный эффект от этого,– заверил журналистов господин Пукшин.
То, что инициатором реформы таможенного ведомства являлся президент, Игорь Пукшин повторил дважды, причем во второй раз подчеркнул, что в СП есть документальные подтверждения его слов, в частности по поставкам товаров через Одесский морской порт. И лишь после этого господин Хорошковский не выдержал и выступил в защиту своих достижений.
– Не перетягивая ни в коем случае одеяло, хочу сказать, что все увеличения платежей, связанные с Одессой, начались после того, как было изменено местное руководство (таможенной службы.–Ъ), то есть в январе,– заявил он.
– Подождите, подождите,– с улыбкой возразил Игорь Пукшин.– У меня справка есть от СБУ.
По состоянию на 4 декабря 2007 года.
Заместитель главы СП достал из заготовленной стопки бумаг документ и принялся зачитывать данные о загрузке входивших кораблей и о платежах за растаможивание товаров, выгруженных с одного судна. Из приведенных примеров следовало, что программа по борьбе с контрабандой, инициированная президентом, позволила увеличить отчисления в бюджет почти в 20 раз. Игоря Пукшина тут же поддержал Валентин Наливайченко.
– Если бы глава государства не скоординировал все правоохранительные органы, таможенную систему, фискальную систему, то, поверьте, мы бы с вами говорили об очередной неработающей программе,– сказал он.
После выступления господина Наливайченко слово передали господину Хорошковскому. Но глава Гостаможни решил не развивать конфликт.
– Я очень рад, что у нас такое тесное сотрудничество. Такого взаимопонимания еще не было,– миролюбиво подытожил он, поставив точку в дискуссии.
Следует отметить, что в отношении главной темы – мер по борьбе с коррупцией – у участников заседания действительно оказалось полное взаимопонимание. И Валерий Хорошковский, и Валентин Наливайченко заявили, что проводят в своих ведомствах кадровую чистку, увольняя подозреваемых в сотрудничестве с контрабандистами, а Александр Медведько пообещал содействие Генпрокуратуры в расследовании фактов коррупции, связанных с работой таможни.