Заседания Верховной Рады до сих пор проходят в режиме легкого хаоса. Оппозиция блокирует трибуну и добивается принятия постановления о проведении всеукраинского референдума по вопросам НАТО. Коалиция предлагает перенести это вопрос на потом и рассматривать более актуальные вопросы, которых уже накопилось немалое количество. Тем временем, страну сотрясают резонансные скандалы, такие как временное отстранение от должности главы Фонда госимущества Валентины Семенюк и арест бывшего министра транспорта и связи Николая Рудьковского.
О нашумевших событиях рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ForUm’а народный депутат Украины VI созыва, член фракция Партии регионов Владимир Сивкович.
- Владимир Леонидович, Виктор Балога предложил коалиции собрать 227 подписей депутатов под постановлением об одобрении письма руководства Украины к Генеральному секретарю НАТО. Как Вы можете прокомментировать это заявление?
- Это желание Балоги выдать подписи за законодательное подтверждение. 227 подписей не могут носить никакой законодательной силы. Для подобного решения нужно собрать Верховную Раду, открыть сессию, проголосовать. Необходимо постановление парламента, а подписи, о которых говорит глава Секретариата, просто так ничего не дают. Это блеф и обман как руководства НАТО и Европы, так и Украины.
- Как вы оцениваете арест Николая Рудьковского? Некоторые политики говорят о политическом преследовании?
- Наша партия и я считаем, что расследования о злоупотреблении властью и использовании государственных денег в своих целях нужно проводить. Мы не против возбуждения уголовного дела по Рудьковскому, не против правильного расследования. Мы против тех форм и методов, которые применяются для запугивания и оппозиции, и населения страны. Когда вся страна видит, как Рудьковского скручивают пятнадцать «омоновцев», кидают в машину и везут в следственный изолятор СИЗо, который не регламентирован на сегодняшний день ни одним законом, и вообще не понятно, что это за подразделение и что они там делают, у всех возникает вопрос, что будет в подобных случаях с простыми людьми?
- Это связанно как-то с попыткой Юлии Тимошенко временно отстранить от должности Валентину Семенюк?
- Это вопрос не к Партии регионов, а к Президенту и премьер-министру. Это их внутренняя борьба. Президент борется против незаконного отстранения Семенюк Тимошенко. Могу сказать, что сейчас ему политически выгодно препятствовать незаконному отстранению главы Фонда госимущества.
- Некоторые политологи побаиваются того, что власть не успокоиться и будет продолжать подобные действия относительно бывших руководителей других министерств? Вы допускаете такую возможность?
- Насколько я понимаю, если говорить о президентских выборах, то Президенту нужно продлить подобную практику не только в отношении оппозиции, но и в отношении других фракций. В том числе, найти одного-двух членов в фракции БЮТ подобных Рудьковскому. Ющенко может выбрать людей и из других фракций, возможно, еще кого-то из Партии регионов. Человек пять-шесть могут пострадать подобным образом. Все это будет делаться для того, чтобы показать, что бандиты и воры сидят в тюрьмах. Я повторюсь, Президент не будет зацикливаться только на Партии регионов. Поэтому ожидать подобных действий Ющенко в отношении представителей разных фракций не просто можно, а нужно.
- Многие политики считают, что за резонансными делами Юлия Владимировна хочет скрыть огрехи своего правительства. Можно ли сейчас прогнозировать, чем увенчаются для Украины социальные инициативы власти?
- А где вы видите социальные инициативы? Возврат вкладов по тысяче гривен – это не социальная инициатива, а компенсация за то, что государство украло у населения, компенсация за воровство и преступления. Что касается дешевого социального жилья, то эта инициатива была озвучена после подписания бюджета и не имеет под собой ни финансового, ни законодательного, ни какого-либо другого подкрепления. Это не инициатива, а популистская идея.
Возможно, власть и хочет скрыть свои неудачи резонансными делами, мне сказать трудно. Я не могу думать так, как думает Тимошенко или Ющенко потому, что у них своеобразная логика мышления. Но это, скорее всего, ни к чему не приведет. Рост цен за январь месяц достиг небывалого показателя за последние восемь лет - 3,3%. Это угрожающая ситуация потому, что обычно в январе самый низкий уровень инфляция за весь год. Какие же тогда инфляционные процессы ждут нас впереди? Когда Тимошенко говорит, потупив глаза и напрягшись, о том, что уже давно работает комплекс антиинфляционных мер, я понимаю, что она говорит неправду. Никакого комплекса не существует в природе.
- Как, по-вашему, Юлия Владимировна сможет «выпутаться» из этой ситуации?
- Она может пойти в отставку. Но сделает это только тогда, когда сама этого захочет. Она спровоцирует определенную ситуацию в отношениях с Ющенко и заставит его себя уволить.
Вторая возможность – это распад «оранжевой» коалиции. Все зависит о того, когда по прогнозам Тимошенко будут президентские выборы. То, что ей нельзя оставаться более чем на два-три месяца у власти, очевидно потому, что инфляционные процессы, рост цен и много чего другого перечеркнет блиц-достижения, которые она уже получила. Можно предполагать, что в течение двух-трех месяцев Тимошенко любой ценой постарается уйти с поста премьера.
- Юлия Тимошенко заявила, что «РосУкрЭнерго» шантажирует Украину и хочет продать газ Украине за ноябрь и декабрь 2007 года по ценам 2008 года. Как, по-вашему, может урегулироваться этот конфликт?
- Его не нужно регулировать. Нужно поднять документы, которые существуют в нефтегазовых отношениях. Там все это есть. Задолжности влекут за собой определенные штрафные санкции, поэтому перед тем, как это озвучивает Юлия Тимошенко, свое мнение должны высказать руководители НАК «Нефтегаз Украины», в этом вопросе должны разбираться экономисты и финансисты. Я не думаю, что «РосУкрЭнерго» имеет возможность шантажировать задним числом. То, что существуют задолжности, это правда. Но за какой период, это уже не столь интересно. Каждый нормальный человек понимает, что если отсутствуют договора на поставку газа, значит, не шло и финансирование за этот период. То есть финансирование за декабрь и январь отсутствовало. За два месяца образовалась задолжность, которую нужно погасить.
- Повлияет ли как-то вхождение в ВТО на газовую ситуацию в Украине?
- Сказать, как это повлияет на газовую проблематику трудно. Сегодня существуют договора, которые подписаны на десятки лет вперед и обратного хода не имеют. Если мы их сейчас разорвем и перейдем на прямые договора, а в течении полгода-год Россия тоже вступит в ВТО (а страны ВТО должны между собой строить только конкурентные отношения), тогда цена на газ у нас будет такая, как в Европе.
- Владимир Леонидович, когда можно ожидать стабилизации работы Верховной Рады?
- Мы хотим, чтобы нас услышали. Мы блокируем трибуну не от того, что нам так хочется и нам нечего делать. Мы отстаиваем интересы 70% населения Украины, которые не понимают, зачем нам вступать в НАТО и выступают против этого. Мы просим, чтобы любые действия по вступлению в НАТО проходили только после референдума. Это наши требования. Я думаю, что любая власть, которая считает себя демократической, обязана пойти на удовлетворение этих требований.