Экзамены для демкоалиции

📅 11.12.2007    🕐 09:44

Есть в футболе такое широко известное изречение: «игра забывается, результат остается». Нет нужды спорить с тем, кто эту фразу впервые произнес: она во многом справедлива. Но ее справедливость одномерна, и подходит она лишь для статистиков, для которых важны «очки, голы, секунды». Совершенно другой подход у того, кто эту игру, проигранную или выигранную – не суть важно, строил, избирал тактику, прописывал стратегию. Ведь анализ событий, приведших к определенному результату, дорогого стоит: благодаря ему можно предугадать, что в будущем может случиться с твоей командой в противостоянии с тем или иным соперником, просчитать шансы, расставить акценты, снизить вероятность ошибки. В этом компоненте спорт схож с политикой – не учтя обстоятельства, при которых случилось назначение, был пролоббирован законопроект и т.д., можно в будущем серьезно обжечься. И оказаться вне процесса. Что, как известно, смерти подобно. Политической.

Безусловно, представители демократической коалиции могут в некоторой степени радоваться успеху. Ведь, по сравнению с 2006 годом, силы, которых по привычке называют партиями Майдана, несколько преуспели в процессе прихода к законодательной и исполнительной власти в стране. Прогресс налицо: год назад НУ, БЮТ и СПУ безуспешно пытались соединить, как оказалось, несоединимое. В результате, не получилось ни демкоалиции, ни такого же спикера, ни радикально-либерального (звучит парадоксально, но факт) правительства. Сейчас же, по прошествии почти двух с половиной месяцев после внеочередного волеизъявления имеем: демократическое большинство БЮТ – НУ-НС, спикера, утвержденного этим же самым большинством. На подходе – премьер от коалиции.

В любом другом демократическом государстве этот процесс шел бы как по накатанной: если уже есть большинство, спикер, то премьер-министр и правительство – задача техническая и легко решаемая. Большинством голосов.

Но у нас как всегда не так. Перипетии вокруг коалициады уже стали историей. Равно как и процедура избрания спикера – с тотальным контролем процесса голосования со стороны Юлии Тимошенко и Александра Турчинова, физическим противостоянием оппозиции в лице представителей Партии регионов, и пассивным созерцанием происходящего со стороны КПУ и Блока Литвина. Но даты, как результат в футболе, не дают спокойно поставить «галочку» в дневнике – потому что в политике, как утверждалось выше, крайне важны именно события, а не дни, когда они произошли.

События коалициады показали главное: демократическое большинство в 227 голосов отнюдь не есть стойким. Для того, чтобы оно слаженно работало, одного регламента деятельности коалиции мало. Мало законов, соглашений, кулуарных договоренностей, взаимных клятв. Мало, в конце концов, стимулов, как то должность в правительстве или парламентском комитете. Потому что всегда может появиться сомнение в совершаемом действии. Сомнение это может базироваться, например, на прошлом опыте руководства Кабмином определенного лица, деятельности определенной фракции в парламенте. То есть, на анализе событий, которые уже имели место.

Возьмем, к примеру, то же назначение спикера. Как известно, в последний момент блок НУ-НС, которому по соглашению с БЮТ отходила эта должность, сменила кандидатуру. Вячеслава Кириленко заменил Арсений Яценюк. Политик, который стал главой парламента благодаря целому ряду договоренностей, а не потому, что он «молодой и перспективный». В первую очередь, договариваться пришлось членам мегаблока. Ведь известно, что в стане оранжевых было как минимум пять кандидатур на должность председателя Верховной Рады. И каждый из пяти имел поддержку определенных кругов в НУ-НС. Неизвестно, до чего бы дошла эпопея с выдвижением на пост спикера, если бы в процесс не вмешался Виктор Ющенко. Президент озвучил ряд фамилий, среди которых была фамилия бывшего уже министра иностранных дел. За нее ухватились, назвали компромиссной, более-менее удовлетворяющей всех в мегаблоке. Конечно, далеко не всех – променявший процедуру голосования за спикера на футбольный матч «Шахтер»-«Бенфика» Иван Плющ таким образом выразил свое «фе» коллегам по фракции и главе государства. Это «фе» уже аукнулось патриарху украинской политики – фракция пригрозила Ивану Степановичу исключением, если тот не одумается и не станет работать в демкоалиции. Интересный нюанс: фракция-то свое порицание вынесла, но промолчал сам Президент. Такая реакция довольно показательна: личные отношения Виктор Андреевич, который обязан Плющу многим, в особенности – своей политической карьерой, ставит превыше фракционных и партийных обязательств. Возможно, Ющенко намерен использовать Ивана Степановича как своеобразный раздражитель, задача которого – всегда держать в напряжении коалиционеров, давать понять, что большинство – шатко, и держится оно во многом благодаря политической воле гаранта. А если есть такой «раздражитель», то где гарантия, что его примеру не последуют остальные члены пропрезидентского мегаблока?

Что касается БЮТ, то их позиция в спикериаде была прогнозируемой и однозначной: партнеры по коалиции могли «хоть черта лысого» выдвигать на этот пост, лишь бы этот представитель «политической Преисподней» внес президенту представление на премьера – Юлию Тимошенко. Тем не менее то, с каким пристрастием бютовцы отнеслись к тайному голосованию по кандидатуре спикера показало: ЮВТ сотоварищи придется жестко контролировать чуть ли не каждый шаг или решение, принимаемое от имени коалиции. Просто потому, что есть риск быть обманутыми нынешними союзниками уже во время голосования по кандидатуре главы правительства. Избежать этих рисков можно, опять же – учитывая предыдущие ошибки, допущенные бютовцами в процессе объединения с НУ-НС. Таких было несколько, самая известная – отход от своих предвыборных обещаний в плане пересмотра даты, когда украинские ВВС перейдут на контрактную основу. С тактической точки зрения такое отступление от программы может расцениваться представителями БЮТ как маленькая уступка, на которую пошли ради достижения главной цели – премьерства Юлии Тимошенко. Однако в глобальном, стратегическом масштабе, если учитывать президентские амбиции лидера БЮТ, то данный факт может быть использован ее конкурентами на пост Президента как доказательство непоследовательности кандидатки на главное кресло в стране.

Как бы то ни было, можно считать, что полтора экзамена демкоалиция с горем пополам, но сдала. Полтора – потому что с избранием главы парламента процесс создания руководящих органов Верховной Рады застопорился. Не были избраны заместители спикера. К тому же зависли вопросы избрания глав парламентских комитетов - словом, коалиция намеренно пошла на нарушение регламента, который гласит: избрание председателя правительства может состояться только после формирования всей структуры руководства ВР. Еще больше неразберихи внес Виктор Ющенко, который вначале выступил за то, чтобы парламент избрал руководящие органы, коалиция проголосовала пакет из 12 законопроектов, и лишь потом занялась премьером и правительством. А уже на встрече с Президентом Польши Качинським гарант сообщил, что сначала можно выбрать главу Кабмина, а потом – руководство ВР и парламентских комитетов. Правда, тут же глава государства оговорился, что не видит помех тому, чтобы сначала все же проголосовать законопроекты, и лишь затем – премьера. Это, по словам Ющенко, нужно для того, «чтобы не произошли при голосовании по пакету изменения, что коалиция встретится с определенным трением по тем или другим вопросам, чтобы это не стало трещиной для духа консолидации, поскольку на счету каждый голос».

Тонкая игра Президента на нервах Тимошенко говорит о многом. Прежде всего, неоднозначная позиция гаранта подтверждает, что Юлия Владимировна – нежелательная для него кандидатура на пост главы Кабинета министров. Намек на то, что количество голосов у коалиции – шатко, и при голосовании за премьера их по какой-то причине может не хватить – тоже свидетельство того, что, хотя формально Виктор Андреевич находится над схваткой, тем не менее, он имеет возможность влиять на процессы в парламенте. С одной стороны Ющенко выгодно, чтобы голосование по кандидатуре ЮВТ хотя бы один раз провалилось. Вряд ли гарант, равно как и его окружение, отказались от идеи создания широкой коалиции – а неизбрание Тимошенко с первого, а затем и со второго раза, может поставить крест на демкоалиции, и привести к формированию «ширки» с Партией регионов и, возможно, Блоком Литвина. С другой, Президенту необходимо сделать все, чтобы Тимошенко в случае избрания премьером, не получила поддержки своих законодательных инициатив в парламенте. С этой точки зрения, фигура Арсения Яценюка приобретает поистине фундаментальное значение для Ющенко. Потому как нынешний спикер не был вовлечен в процесс формирования коалиции так тесно, как например, Юрий Луценко или Вячеслав Кириленко. Стало быть, лидер БЮТ не имеет такого влияния на спикера, какое она имеет на упомянутых лидеров НУ-НС. Таким образом, гарант уже создал противовес главе правительства в лице спикера, который, несомненно, станет эдаким парламентским ментором, строго контролирующим законодательные инициативы нового главы правительства. При таком раскладе Президенту уже, по сути, не важно, проголосуют ли за Тимошенко с первого раза, или ей придется пройти круг парламентского ада вторично, заручившись, при этом, по возможности, поддержкой ПР и Блока Литвина. Главное, что он получит в любом случае – законные (путем принятия поправок к закону о Кабмине) рычаги управления органом, во главе которого будет стоять один из главных претендентов на президентский пост в 2010 году. Другое дело, что такая позиция главы государства рано или поздно неминуемо приведет к развалу демократического большинства. Экзамен Президентом, оно, к сожалению, не выдержит.

 


Главные новости

Полiтика Економіка Суспiльство Столиця Надзвичайні події Свiт Cтатті Головнi Недвижимость
bigmir)net TOP 100
2001 — 2024 © ForUm. (AMP)