Продолжительные массовые демонстрации, которые могли бы привести к введению режима чрезвычайного положения, на Украине трудно себе представить. К этому не рискнул прибегнуть даже авторитарный президент Леонид Кучма на пике "оранжевой революции". Это связано с негласным соглашением элит не переходить определенные границы.
При этом весомую роль, с одной стороны, сыграли трагические события новейшей истории Украины: сталинский "голодомор" 1932-1933 годов, унесший жизни по разным оценкам около 7 млн человек (Киев настаивает в ООН на том, чтобы "голодомор" на Украине официально получил статус геноцида), и последовавшая за этим Вторая мировая война, жертвами которой стали еще несколько миллионов человек. Но прежде всего это тесная взаимосвязь политики и экономики – можно даже назвать это переплетением – которая и не допускает одиночных политических действий. Одним из негативных последствий этого была и остается бурно набирающая обороты коррупция. Если говорить о позитивной стороне подобного переплетения, то оно в какой-то степени является гарантом стабильности. Но в то же время этот положительный эффект нивелируется из-за нехватки реформ, которая происходит вследствие взаимных барьеров, которые чинят друг другу политические лагеря.
Результаты досрочных выборов, состоявшихся 30 сентября, только подтвердили это равновесие или пат – все зависит от того, под каким углом зрения их рассматривать: "оранжевый" лагерь вокруг бывших лидеров "оранжевой революции" Юлии Тимошенко и президента Виктора Ющенко, который с большим трудом вновь объединился в преддверии выборов, получил в новом парламенте большинство и, по всей видимости, будет формировать правительство. Но "Партия регионов" все еще премьера Виктора Януковича осталась важнейшей политической силой и может значительно усложнить жизнь новому правительству. Хотя в лагере Ющенко и без того хватает серьезных политических сил, которые считают, что им лучше реализовывать свои экономические интересы именно в союзе с Януковичем.
При этом специфический баланс на Украине определяют напряженные отношения между проевропейски настроенным Западом страны и пророссийским Востоком и Югом. Но и здесь существует какое-никакое, но согласие: ни одна из относительно влиятельных экономических или политических сил не хочет допустить раскола страны.
Одному "оранжевая революция" способствовала бесспорно: признание плюрализма и усиление СМИ в качестве "надсмотрщиков" над демократией.