В отделанном деревом рабочем кабинете премьера Виктора Януковича висит портрет. На нем изображен президент Ющенко, еще до того, как его отравили диоксином во время предвыборной борьбы 2004 года. Летом создалось такое впечатление, что бывшие враги наконец договорились о евро-атлантической интеграции своей страны. Однако неделю назад Янукович снова вызвал бурную реакцию общественности, заявив о своем дистанцировании от курса на вступление в НАТО. В разговоре с Герхардом Гнауком он подтвердил свою позицию с уверенностью человека, чей посыл звучит так: "Вот он я, и никому меня не одолеть".
- Меняет ли Украина взятый курс на интеграцию с Западом?
- Я уже расставил акценты в Брюсселе: мы должны быть последовательными. Моя Партия регионов и я всегда были последовательными и многое предвидели заранее. Таким же образом мы хотим действовать и в отношении ЕС. С председателем Еврокомиссии Баррозу, с которым я не смог встретиться на прошлой неделе, я буду обсуждать новые шаги в важных для нас отношениях с ЕС. В курсе, взятом нашей страной, это ничего не изменит.
- Однако президент Ющенко подверг острой критике ваши категоричные высказывания по поводу НАТО.
- Я бы сказал так: желания Виктора Андреевича (Ющенко) иногда превосходят его возможности. При этом я не имею в виду ничего плохого. Сначала страна должна пройти определенный путь. Вместо того чтобы говорить, нужно проводить реформы, принимая при этом много законов. Мы должны соответствовать реалиям настоящего. Мы должны избавиться от евроромантики и стать европрагматиками.
- Вы взяли такой курс в вопросе о вступлении в НАТО, потому что надеетесь на благосклонность Москвы на фоне угрозы дальнейшего повышения цены на газ?
- Вопрос о присоединении к НАТО и газовая проблема никак не связаны между собой. Мы ни перед кем не обязаны отчитываться, только перед украинским народом. За последние два года поддержка вступления в НАТО среди населения упала. Таким образом, такая политика оказалась неверной. Мы не можем навязывать народу блюдо, которого он не хочет. Нужно возбуждать аппетит постепенно.
- И что же вы планируете сделать для того, чтобы возбудить этот аппетит?
- Страны, которые входят сегодня в состав НАТО, имеют опыт в работе с информационными и просветительскими программами альянса. Скажу вам честно: я не эксперт в вопросах по НАТО, я не знаю всю глубину этой организации. Однако мы готовы к тому, чтобы включить в программу правительства мероприятия, направленные на работу с обществом в этом направлении. Но говорить о том, что мы уже одной ногой стоим в НАТО, в то время как это не находит поддержки у большинства населения, было бы нечестно. Это было бы обманом по отношению к нашим партнерам и предательством по отношению к моих избирателям.
- За кем остается решающее слово во внешней политике, за президентом, как это прописано в конституции, или за главой правительства?
- Политики должны брать на себя ответственность – это касается и президента, и премьера – и формулировать свою позицию. Я свою позицию уже сформулировал – или нет?
- Министр обороны Гриценко заявил, что будет и впредь ориентироваться на План действий по подготовке к членству в НАТО (Membership Action Plan). Вы будете препятствовать этому?
- Решения правительства и парламента будут выполняться на 100%. Дисциплина будет строгой и ориентированной на законы. Не будет такого, чтобы решения не вступали в силу.
- Киев может двигаться в направлении Таможенного союза с запланированным "единым экономическим пространством" под предводительством России или стремиться к созданию зоны свободной торговли с ЕС. Что бы вы предпочли?
- Главное, чтобы Украина не превратилась в страну-тупик, как в отношении Европы к России, так и в отношении России к Европе. Мы хотим быть мостом, чтобы сотрудничество стало взаимовыгодным благодаря транзиту и экономике Украины. Для начала мы направила все свои силы на скорейшее вступление в ВТО; параллельно с этим мы должны принять ряд мер, направленных на защиту украинского рынка и украинских производителей. Такие меры предпринимали многие страны.
- Как может функционировать правительство, которое состоит из "оранжевых" министров Ющенко и ваших "голубых" министров?
- Наши отношения с Ющенко – это естественный процесс. Нам для начала необходимо разделение полномочий и только затем – создание дееспособных механизмов сотрудничества. О многом сегодня не стоит говорить публично. Действительно, существуют разные точки зрения. И это хорошо. Это демократический процесс. Украина является страной, находящейся в стадии построения нового демократического общества. Нам необходимо понимание, а не нетерпение. Но сегодня мы можем наблюдать, как многие политики используют создавшуюся ситуацию не для того, чтобы строить что-то совместное, а чтобы искать различия. У такого подхода нет перспективы. Не должно быть места критическим, а иногда даже обидным словам от наших партнеров из блока "Наша Украина". Нужно окончательно решить, будем ли мы дальше идти в ногу или наши пути разойдутся.