Старт «новой волны» был дан еще во вторник, когда под Бабой, возле фонтана, разместились первых два брезентовых домика «ПОРЫ». Их обитатели честно предупредили КГГА о готовящемся «переобустройстве» Майдана и своем вселении на Крещатик. Однако отдел благоустройства Шевченковской райгосадминистрации не на шутку встревожен тем, что у дворников, вылизывающих центр города, появились конкуренты (поскольку протестующие по давней традиции прихватили с собой веники и метлы и тщательно прибрали не только территорию своего мини-городка, но и пару метров вокруг), подал аж целых два иска в суд.
– Не беда, суд присудит – заплатим штраф, – не унывает по этому поводу глава политисполкома «Гражданской ПОРЫ» Александр Тарасюк. – Нам не в первой, мы уже платили штрафы после того, как покрасили площадь перед зданием ЦИК в оранжевый цвет.
Первой обитаемый участок возрождающегося оранжевого Майдана посетила… милиция. Почти сразу после установки первой палатки парочка правоохранителей вежливо попросили убрать «малые архитектурные формы». В ответ пористы продемонстрировали стражам порядка уведомление для Черновецкого и столь же вежливо отказались подчиниться. На том и разошлись.
11 июля, вечер
– А в восемь вечера к нам пришли «януковичи», большинство – подвыпившие. Они тут картинно попытались разбить свой палаточный лагерь, мы им помешали, – рассказал комендант лагеря Юрий. Как именно мешали не уточнил, утверждает, что все было «в рамках закона». Был и Янукович-младший, походил-походил – никто на него особо внимания не обратил. Заглянул ненадолго и Шуфрич – с палаточниками он спорил минут сорок. После Нестора Ивановича в лагерь подтянулись совсем уж непрошеные гости.
Иду я вечерком, уже часиков десять, – говорит Юра. – Смотрю, в палатке кто-то лежит. Я удивился – наши-то все стоят или сидят снаружи, никто еще спать не ложился, да и ноги какие-то грязные, аж черные. Я заглядываю туда, а там… два бомжа! С бутылкой! Я им – вы кто такие? А они – мы с вами протестовать будем! Ну, мы их выгнали, естественно.
12 июля, утро
В городке вводят первые правила. Водка, естественно, запрещена, но под «низзя» попала даже слабоалкоголка и пиво – из-за стоящей на улице жары. Жажду приходиться утолять минералкой.
Чуть ниже этого, первого и как бы «комендантского» городка, расположился основной, более внушительный город с большими военными палатками, он огорожен веревочками и стянутыми со всего Майдана скамейками по всем правилам палаточного градостроительства. Там кипела работа: возводились новые палатки, координаторы получали инструкции. Все происходило сверхинтенсивно – за час оперативного обустройства из двадцатипалаточного поселка городок превратился в пятидесятипалаточный мегаполис.
Дело в том, что люди приезжают и еще будут приезжать. Вот с минуты на минуту ожидаем тридцать человек из Городища Черкасской области. Так вот, мы обустраиваем городок, размещаем палатки с запасом, чтобы вновь прибывшим было где жить. Заодно пытаемся решить два важных вопроса – что и где люди будут есть, мы-то сами пока не здесь питаемся, и второй – чтоб у всех была возможность раз в день принять душ, – пояснил координатор Александр Сащук, сам прибывший из ста двадцати. Первые обитатели городка, прибывшие из Черкасс, Волыни, Харькова, Кривого Рога, Макеевки и Мариуполя, оставив вещи в палатках, пошли поучаствовать в демонстрации под Верховной Радой. Они влились в ряды сторонников БЮТ, соперничавших там с митингом приверженцев Партии регионов. Демонстранты говорят, что сейчас не до фамилий и разногласий. Объединяет всех общая цель – роспуск парламента.
12 июля, день
Лидер «Поры» Владислав Каськив призывал всех приехать на Майдан и потребовать в случае необходимости проведения досрочных парламентских выборов. Его слушают вполуха – жарко, да и авторитет у него уже не тот, что был полтора года назад. Палаточники обсуждают нерешительность президента и шутят, что они здесь для того, чтобы ему легче было пойти на роспуск.
Впрочем, еще один Юрий, киевлянин, руководивший размещением все новых и новых палаток, столь однозначно на Ющенко не полагается.
– Ориентировочно мы здесь на 15 дней, я надеюсь, что в этот срок Виктор Андреевич примет решение.
– А если не примет? Как далеко вы готовы зайти?
– Нет, мы просто уйдем. Я лично хочу, находясь здесь, высказать свое мнение президенту. Но я его уважаю, каким бы он ни был, и не стану спорить, если он ко мне не прислушается.
Между тем
Бело-голубые тоже обустроились
Сторонники ПР обустроили свой городок в тени деревьев Мариинского парка. Палаток там поменьше, а их обитатели – спортивного вида молодые мужчины и закаленные в троллейбусно-базарных боях пожилые женщины, не стесняясь, пьют пиво, а кое-кто – коньяк. Тут с дисциплиной проще: исков против них ведь никто пока не подавал. Прямо возле Мариинского парка – сцена, там выступают всяческие «региональные» деятели и играет музыка. Самые популярные лозунги – недельной давности: «Мороз – народный спикер» да «Миледи Ю, оставь страну в покое».