Начало работы Верховной Рады нового созыва с новой силой высветит проблему вступления Украины в ВТО. Эта проблема, возникнув более десяти лет назад, на протяжении всего этого времени является весьма активно обсуждаемой.
Столь пристальное внимание к вопросу обусловлено несколькими причинами. Во-первых, сумбур политико-экономической жизни всех лет независимости, перетасовка правительств и кардинальные смены курсов, создавая видимость осмысленной деятельности, очень плохо маскируют отсутствие четкого вектора в развитии страны и малосодержательность качественных изменений в национальной экономике. В таких условиях необходимы конкретные цели, достижение которых можно было бы считать признаком наличия в стране экономического прогресса. Во-вторых, по сложившейся у нас традиции, в качестве стратегических целей принято выбирать вступление или присоединение к какой-либо влиятельной внешней структуре, например, ЕС, НАТО, ВТО. При этом стремление в ВТО имеет по сравнению с другими такое бесспорное преимущество, как реальная достижимость, поскольку вполне очевидно, что вступление Украины в эту организацию – всего лишь вопрос времени.
Именно поэтому многие представители высшего отечественного руководства, соблазнялись серьезными политическими дивидендами, на которые можно было бы рассчитывать в случае успеха, стремились форсировать процесс. Тем не менее, хотя конкретные сроки вступления Украины к ВТО указывались неоднократно, желаемый результат все еще не получен.
Украиной представлен в ВТО Меморандум о торговой политике. Раз в два года проводятся переговоры об условиях вступления. Рабочая группа изучает развитие украинского внешнеторгового законодательства, существующие технические барьеры, санитарные нормы и вопросы торговли сельскохозяйственными товарами. Украина осуществляет двусторонние контакты с основными торговыми партнерами по вопросам взаимного урегулирования торговых процедур и пошлин. Главная проблема переговоров – степень соответствия украинской экономики в целом и внешнеторгового регулирования в частности требованиям ВТО. Существуют проблемы подсчета средневзвешенного уровня таможенного обложения импортных товаров.
Кроме того, с некоторыми странами-членами ВТО все еще не подписаны необходимые для вступления в эту организацию двусторонние протоколы. Наиболее сложными являются переговоры с США и Австралией, поскольку эти страны сегодня выдвигают довольно жесткие требования, касающиеся сельского хозяйства Украины. Австралию не устраивают объемы прямой поддержки АПК, где Украина отстаивает 1,3 млрд. долл. в год, и украинская квота на импорт сахара-сырца, составляющая 260 тыс. тонн. У США также есть ряд пожеланий, касающихся финансового сектора, стандартизации продукции, импорта в Украину куриного мяса. В свою очередь, наша страна надеется договориться о постепенной отмене Соединенными Штатами экспортной пошлины на лом черных металлов и запрета на лом цветных металлов.
Серьезным препятствием является и отсутствие единого мнения относительно вступления в ВТО в самой Украине. Так, парламент принял изменения в таможенный тариф, которые предусматривают снижение средневзвешенной ставки на импорт 54 товарных групп с 7,79% до 4,5%, однако после этого процесс застопорился и на сегодняшний день значительная часть необходимых для вступления в ВТО законопроектов, в частности поправки в закон "О вывозной (экспортной) пошлине на живой скот и кожевенное сырье", так и не принята.
Камнем преткновения является разное видение перспектив Украины после вступления в ВТО. Сторонники отстаивают тезис о получении отечественной экономикой значительных выгод. Так, в качестве главного преимущества присоединения к ВТО для украинских экспортно-ориентированных производителей называется возможность защиты с помощью ее механизмов интересов украинских экспортеров от антидемпинговых расследований при доступе на внешние рынки. Сегодня антидемпинговые санкции применяются к украинским экспортерам ЕС, США, Мексикой, Бразилией и другими странами в форме введения антидемпинговых пошлин на украинский экспорт в размере до 100% его стоимости и ограничительных квот.
Украинские импортеры могут ожидать, что рано или поздно в соответствии с правилами ВТО ставки украинского импортного тарифа будут снижены. При этом Украина получит под эгидой ВТО набор средств административного регулирования внешней торговли, позволяющей на законной основе осуществить защиту внутреннего рынка, в частности уменьшая контрабанду и «серый» импорт.
Среди других важных преимуществ также часто называют решение проблемы привлечения иностранных инвестиций и повышение капитализации крупных компаний Украины.
В свою очередь, противники вступления Украины в ВТО опасаются наплыва на отечественный рынок низкокачественных иностранных товаров и разорения отечественного производителя вследствие массированного дешевого импорта, что особенно актуально для сельского хозяйства, автомобилестроительной, перерабатывающей, пищевой и легкой промышленности.
Подобные сомнения могут оказаться вполне обоснованными, ведь кроме нескольких общих цифр, развернутые расчеты последствий членства Украины в ВТО до сих пор не были представлены, хотя за десять лет могли бы быть просчитаны самые разные варианты.
Тем не менее, нельзя не признать, что реалии развития мирового рынка придают движению Украины в ВТО объективный характер, поскольку оставаясь вне общепризнанной торговой системы Украина все равно будет вынуждена подчиняться ее правилам, при этом, не имея возможности воздействовать на них. А в качестве полноправного члена ВТО Украина сможет принимать участие в переговорах по реформе Всемирной торговой организации, и новые нормы будут разрабатываться хотя бы с минимальным учетом украинских интересов.
При этом необходимо учитывать, что в ВТО периодически появляются новые нормы, и для того чтобы переговоры по приведению украинских законов в соответствие с ними не начинать с начала, Украине следует поторопиться. Кроме того, сохраняет свою актуальность вопрос о том, успеет ли Украина вступить в ВТО раньше России, чтобы иметь дополнительный козырь в последующих переговорах с Москвой. Также существует опасение, что в противном случае движения Украины в ВТО чрезвычайно замедлится.
Однако чрезмерное форсирование процесса может привести к самым негативным последствиям для экономики страны. Ведь только экономически и политически слабые государства могут позволить себе роскошь не торговаться, и именно потому Армения, Грузия, Кыргызстан и Молдова вошли в ВТО очень быстро. В отличие от этих стран Украине есть, что отстаивать, а на то, чтобы выторговать привлекательные условия, необходимо время. И если здесь мы в очередной раз проявим свою «национальную самобытность», уступая интересы отечественной экономики из желания закончить процесс побыстрее, дивиденды от членства Украины в ВТО могут оказаться более чем скромными. И то, что подписываемые украинской стороной договоренности и протоколы остаются неизвестными не только широкой общественности, но даже многим парламентариям, только усиливает подобные опасения. Подтверждаются они и оценками русских экономистов, которые говорят о том, что Украина часто соглашается на весьма невыгодные условия, в частности, импортный тариф по важнейшим группам товаров в Украине по сравнению с Россией согласован на уровне в 2–4 раза ниже.
Однако, несмотря на все свои уступки, Украина не успела стать членом в ВТО в декабре 2005 года, и теперь в связи с тем, что процедурные правила вступления в ВТО весьма запутаны, трудно определить, можем ли мы рассчитывать на членство в текущем году или процесс затянется до следующей министерской конференции, которая ожидается в конце 2007 – начале 2008 годов.
В любом случае, надо понимать, что хотя вступление Украины во Всемирную торговую организацию может оказаться полезным для расширения отечественной продукции во многих сферах, оно не способно вызвать качественные изменения в национальной экономике. Ведь во главу угла необходимо ставить не более или менее выгодную реализацию наших конкурентных преимуществ на мировом рынке, которая может быть обеспечена благодаря механизмам ВТО, а само наличие и развитие этих преимуществ, что невозможно без серьезных трансформаций национальной экономики. Поэтому именно они, а не погоня за членством в каких бы то ни было организациях должны стать основой национальной экономической политики как в ближайшие годы, так и в более отдаленной перспективе.
Елена Слезко, кандидат экономических наук, Институт мировой экономики и международных отношений НАН Украины