Соревнование, выигранное Черновецким
Новый градоначальник не нравится многим, в том числе и облеченным властью политикам. Кто-то судит о новом хозяине Крещатика, 36, сквозь партийную призму, кто-то – как о предпринимателе, создавшем из ничего мощную банковскую империю. Но у большинства горожан впечатление испорчено «специфической» подачей столичного телеканала.
В любом случае, хорошо, что после долгих лет застоя в нашей столице возобладал принцип соревновательности. Чем-то ситуация с избранием Черновецкого напоминает доконституционный период новейшей украинской истории. Тогда вместо государственной партии украинцы получили президента и главу Верховной Рады, принявшихся создавать вертикаль власти – каждый свою. Их взаимоотношения не прописывались в Конституции – Основной Закон до 1996 года оставался советским. Противостояние привело к досрочным выборам. Но их результаты дали только новый толчок борьбе за перетягивание одеяла исполнительной власти, которая, понятно, гораздо привлекательнее законодательной. Дело закончилось «конституционной ночью», т.е. компромиссом.
На уровне города мы получили избираемого мэра и назначаемого главу городской администрации. Противостояние между ними способно было вызвать паралич власти. Похоже, и Ющенко пережил свою «конституционную ночь», подписывая указ о назначении на должность главы администрации избранного киевлянами мэра. С таким событием должны поздравить себя и сторонники, и противники Черновецкого.
Украина
Коалиционная Пасха
Событие, которое мы отмечаем, произошло значительно раньше всех событий отечественной истории. В частности, раньше 988 года, когда Русь была обращена в христианство великим князем Владимиром Святославовичем. Ранее, в 860 году, крестился легендарный князь Аскольд. Поэтому Пасха для нас не событие, а просто праздник – Великий день, Великдень – так говорят украинцы.
В этот раз праздник совпал с коалиционной возней. На Пасху следует попросить людей, которых мы так долго избирали, пройдя через многие испытания, уважать наш выбор. Ведь правительство и оппозиция – это две равновеликие силы, которые могут меняться местами, но обязаны служить только нам, избирателям. Удивительно вновь слышать, как политики, которые никак не могут договориться о том, как надо руководить страной, вновь подчеркивают различия украинцев. Различия по языку, национальности, религии, историческим традициям и экономическому положению должны быть источником нашей силы, как это мы видим в Европе, а не источником вечной слабости.
Мир
Осудят ли террористы террористов?
Так случилось, что теракты в Израиле стали обыденным явлением. Последний из них унес жизни девяти человек в Тель-Авиве. Как обычно, руководители боевика, осуществившего теракт, выступили со своими заявлениями в средствах массовой информации. Но никто уже не воспринимает это как трагедию – у общества выработался иммунитет к израильским «страшилкам». Все, как обычно….
Необычно другое. Избранное демократическим путем руководство Палестинской автономии обязано осудить атаки боевиков-смертников и прекратить поддержку их руководителей. Победившее на выборах движение оказалось перед нелегким выбором – оно ведь выросло на почве терроризма.
Есть две разновидности политики устрашения: государственный террор (оружие сильных) и терроризм партийной группировки (оружие слабых). Последний тоже аморален, но имеет хоть какое-то оправдание, особенно если в качестве оружия применяется собственная жизнь. Необычность последнего теракта в Израиле состоит в том, что впервые за десятки лет противостояния в Палестинской автономии исчезает грань между террором и терроризмом. Это очень опасно для арабов, евреев и всего мира.
Станислав Кульчицкий, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института истории НАН Украины