Деятельность Леонида Кучмы в «е однозначно неэффективна, но его личной вины в том нет ни на йоту
2 октября на заседании Трехсторонней контактной группы по Донбассу в «е представитель Украины Леонид Кучма поблагодарил коллег за совместную работу. Накануне он заявил, что завершает свою деятельность в Группе.
Конечно, сразу возникли вопросы: была ли эта деятельность успешной? и кто вместо него?
Впрочем, надо признать: особого интереса к ответам на эти вопросы у публики все-таки не появилось. Что вполне понятно, ведь и Леонид Кучма уже давно всеми воспринимается как отставной ветеран, влияние на украинскую политику которого вполне соответствует статусу отставника. А также интерес к работе Трехсторонней контактной группы крайне низок по понятным причинам.
В первый год после заключения «их соглашений, когда еще были надежды и иллюзии, что ««ий процесс» достигнет заявленной цели — мира на Донбассе, работа Трехсторонней контактной группы в «е действительно была важной, а потому напряженной. И Россия, и Украина надеялись, что им удастся воплотить в жизнь свою трактовку «их соглашений и активно этого добивались. Соответственно, и публика — общественность, эксперты, СМИ, политологи — с интересом следили за работой Трехсторонней контактной группы.
Но постепенно энтузиазм одних и интерес вторых ослабевал, и сегодня они практически на нуле. Сегодня уже всем очевидно, что ««ий процесс» наглухо застопорен на высшем уровне, «ие соглашения лишь внешне имеют вид компромисса, ни одна из сторон — Украина и Россия — не намерены уступать, а потому в рамках Группы существенного результата достичь не удастся в принципе. Даже такие, казалось бы, не слишком сложные вопросы, как обмен пленными, строгое соблюдение временной «тишины» на линии вооруженного столкновения, «не поддаются» на перманентных переговорах в «е. При таких условиях изменение представителя одной из сторон — Украины — ничего не значит и ни на что принципиально не может повлиять. Кстати, на этих переговорах уже менялись представители и России, и ОБСЕ.
Соображения, а тем более — дискуссии, на тему эффективной была деятельность Леонида Кучмы в «е выглядят абсолютно беспредметными. Однозначно – не эффективной, поскольку Украина не может быть удовлетворена деятельностью Трехсторонней контактной группы (часть украинского Донбасса оккупирована агрессором, вооруженные столкновения продолжаются, пленные и заложники не освобождены). Но личной вины Леонида Даниловича в том нет ни на йоту. Наивно надеяться, что позицию России на любых переговорах можно нарушить (изменить) профессиональной ловкостью дипломата или политика в разговорах-спорах с российскими коллегами. Разговоры (даже очень профессиональные) на Россию не действуют (впрочем, не на Россию тоже), она уважает и уступает перед совсем другими аргументами (к примеру, перед санкциями).
Кстати, именно Леонид Кучма, который имеет богатейший личный опыт общения с российскими лидерами, с самого начала не питал особых иллюзий относительно успешности работы Группы. И желание освободить место представителя Украины проявлял, в том числе — публично, не раз. Наверное он это делал не только за возраст и физическую усталость.
Фамилия преемника Леонида Кучмы официально будет назван Президентом Украины ближе к 16 октября, когда должно состояться очередное заседание Трехсторонней контактной группы. Впрочем, интриги практически нет. Все называют Руслана Демченко — кадрового дипломата, бывшего первого замминистра иностранных дел Украины (с 2010 по 2014 годы) и нынешнего советника Президента. Он не только не новичок в дипломатии, но и конкретно в работе Трехсторонней группы. Спецпредставитель ОБСЕ в Группе Мартин Сайдик, когда его журналисты спросили, кто заменит Леонида Кучму на посту главы делегации Украины, отметил, что Леонида Кучму всегда сопровождал Руслан Демченко.
Что же, когда в 2015 году Президент назначал представителем Украины политика с широкими и глубокими личными связями с российскими политиками, тогда это имело свой смысл. Сейчас мы уже видим, что прорыва в «е быть не может, и поэтому личный политический опыт экс-Президента здесь без надобности. Деятельность Трехсторонней группы превратилась в рутинный процесс, и для такой работы теперь здесь нужен только профессиональный дипломат.