30 сентября в Македонии проходил общенациональный референдум о переименовании страны и интеграции в ЕС и НАТО. Граждане балканской страны должны были ответить на вопрос о том, поддерживают ли они вступление в ЕС и НАТО в обмен на согласие принять условия соглашения с Грецией о переименовании Бывшей Югославской Республики Македония в Республику Северная Македония. Согласно данному соглашению, Греция прекратит блокировать вступление Македонии в ЕС и НАТО, если она изменит название. Москва использует разногласия среди македонских политиков по поводу переименования Македонии, чтобы повлиять на рост популярности в балканской стране политических сил, ориентированных на сближение с Россией. Вашингтон заинтересован во вступлении балканской страны в НАТО, чтобы поставить крест на проекте газопровода «Турецкий поток».
Македонский узел противоречий
Греко-македонский спор заключается в том, что название «Македония» носят бывшая югославская республика и приграничная греческая провинция, где компактно проживает славянское меньшинство. Греки опасаются сепаратистских тенденций среди местного населения, а также обвиняют Скопье в попытке присвоить историческое наследие Эллады. Республика и провинция названы в честь античного царя Александра Македонского, который создал самое крупнейшее государственное образование, границы которого простирались от современной Греции до Южной Азии. Долгое время Скопье не желало идти на поводу у Афин. Однако попытки македонцев в течение 27 лет вступить в НАТО и ЕС, не меняя названия своей страны, не увенчались успехом.
Лед тронулся, после того как по итогам парламентских выборов в 2016 г. к власти пришла коалиция партии «Социал-демократический союз» Зорана Заева и политической силы албанского меньшинства «Демократический союз за интеграцию» Али Ахмети. В июле 2018 г. 67 из 120 депутатов македонского парламента проголосовали за проведение референдума. Однако оппозиционная партия «Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство» (ВМРО-ДПМНЕ) бывшего премьер-министра Николы Груевски выступает против переименования своей страны. На 73-й сессии Генассамблеи ООН президент Македонии Георге Иванов из партии ВМРО-ДПМНЕ призвал своих граждан бойкотировать референдум, раскритиковал США и ЕС за то, что они поддержали его проведение, и назвал переименование страны нарушением ее суверенитета. Во время речи Иванова македонская делегация покинула зал заседаний Генассамблеи ООН в знак протеста.
Сложно судить, чей голос перевесит на референдуме. В двухмиллионной Македонии существует раскол по поводу переименования страны. Социология рисует противоречивую картину. Согласно июльскому соцопросу Международного республиканского института, 57% македонских респондентов (1100 чел.) полностью поддерживают вступление своей страны в НАТО и ЕС под названием «Республика Северная Македония». По данным другого опроса Македонского центра международного сотрудничества, 41,5% македонцев поддерживают условия сделки с Грецией, в то время как 35,1% – нет. Больше всех поддерживают идею переименования Македонии местные албанцы, в то время как 45,5% славянского населения выступают против данной идеи. В 2016 г. на парламентских выборах 51% македонцев проголосовали за партию ВМРО-ДПМНЕ, которая против уступок Греции. Исход референдума не предсказуем.
Додонизация Македонии
Вступление Македонии в НАТО и ЕС расходится с интересами России. У Москвы есть свои планы на балканскую страну. Российская компания «Газпром» планирует проложить через территорию балканского государства сухопутный участок газопровода «Турецкий поток». Ранее россияне прорабатывали вариант прокладки через территории Македонии ныне не актуального проекта газопровода «Южный поток». В 2013 г. Россия и Македония подписали соглашение о сотрудничестве при строительстве данного газопровода. В годы нахождения у власти ВМРО-ДПМНЕ Кремль активно вел переговоры по этому поводу. В 2015 г. бывший премьер-министр Груевски заявил, что строительство газопровода «Турецкий поток» через территорию Македонии возможно в случае согласия со стороны ЕС, признавая, что для самого Скопье проект не слишком интересен из-за небольшого спроса на природный газ в его стране.
С энтузиазмом к газовому сотрудничеству с Россией относится действующий президент Македонии. В 2014 г. Иванов поддерживал идею строительства газопровода «Южный поток», считая, что проект обеспечит его стране долгосрочный доступ к природному газу. Тогда же Македония не присоединилась к антироссийским санкциям США и ЕС. Россия интересна македонским консерваторам как рынок сбыта сельскохозяйственной продукции. Транзит российского газа в Сербию и другие европейские страны мог бы стать новым источником пополнения казны небольшой аграрной страны. Это при том, что в плане внешнеполитической ориентации ВМРО-ДПМНЕ мало чем отличается от «Социал-демократического союза» и выступает за вступление в НАТО и ЕС.
Конфликт президента Георге Иванова с македонскими законодателями вокруг референдума о переименовании Македонии чем-то напоминает антагонизм президента Молдавии Игоря Додона и парламента по поводу европейской интеграции и отношений с Россией. Социалист Додон выступает за сближение с Россией в политической и экономической сфере, за вступление страны в Евразийский экономический союз. Иванов проводит ситуативное сближение с Россией, чтобы найти хоть какую-то поддержку извне. Он не поддержал высылку из Македонии российского дипломата в ответ на химическую атаку в Солсбери. В 2017 году Иванов посетил Москву и встретился с президентом РФ Владимиром Путиным.
Однако для России альянс с Ивановым и ВМРО-ДПМНЕ это крайняя мера. Кремль развернул провокационную и пропагандистскую деятельность в Македонии, дабы использовать разногласия в македонском обществе по поводу переименования страны в свою пользу и повлиять на приход к власти сторонников сближения с Россией. Недавно в Македонии была создана партия «Единая Македония» Янко Бачева. Партия выступает за стратегическое партнерство с Москвой, вступление в Евразийский экономический союз. Бачев считает, что только в союзе с Россией можно отстоять македонские интересы. Функционеры данной партии участвовали в захвате парламента Македонии в 2016 г., после того как стало ясно, что ВМРО-ДПМНЕ потеряла власть.
В марте 2018 г. «Единая Македония» организовала конференцию «Стратегический союз Республики Македония с Россией и членство в Евразийском экономическом союзе» при участии одного из идеологов внешней политики России, геополитика Александра Дугина. Кремль давит на национальные чувства македонцев, пытается через своих агентов влияния убедить их в том, что переименование страны якобы не стоит членства в НАТО. Не забыли в Кремле подобрать опытного куратора для координации действий пророссийских сил. В августе Путин назначил послом РФ в Македонии Сергея Баздникина – опытного дипломата, который ранее работал в российских дипломатических учреждениях в Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории (до 2006 г.), занимал должность заместителя директора департамента внешнеполитического планирования МИД России. Задача «Единой Македонии» - сплотить вокруг себя граждан, которые не хотят менять название своей страны, независимо от исхода референдума, и затем побороться за власть во время очередных парламентских или местных выборов.
Интересы США в Македонии
Вступление Македонии в НАТО отвечает интересам США, которые выступают против увеличения энергетической зависимости Евросоюза от России. Штаты заинтересованы освободить нишу для американского природного газа, потеснив Россию на газовом рынке ЕС. В этом плане строительство "Турецкого потока" не выгодно США. Членство Македонии в НАТО интересно США, дабы не допустить использования Россией данной страны в качестве нового маршрута для экспорта природного газа в Европу. С точки зрения обороноспособности, Македония с ее незначительными расходами на оборону (менее 1% от ВВП) и 8-тыс. армией вряд ли способна внести вклад в усиление евроатлантической безопасности.
В июле 2018 г. генсек НАТО Йенс Столтенберг пригласил Македонию стать 30-м членом альянса, как только будет решен вопрос с ее переименованием. Американцам выгодно, чтобы Греция и Македония решили давний спор из-за названия, который является помехой для балканской страны на пути в НАТО. Вашингтон поставил в Македонии на тех, кто был готов пожертвовать историческими принципами ради членства в НАТО. Ими оказались македонские эсдеки, а также албанцы – партнеры американцев на Балканах. Министр обороны США Джеймс Меттис посетил Скопье в середине сентября, поддержал идею проведения референдума. Он считает, что Москва финансирует пророссийские группы, тратит деньги на кампании по обработке общественного мнения, чтобы повлиять на результаты референдума (о чем говорит деятельность партии «Единая Македония»).
Даже если результаты референдума сложатся в пользу вступления Македонии в НАТО, дальнейшая судьба страны полностью находится в руках Запада. Георге Иванов считает, что Македонию не возьмут в ЕС и НАТО, даже если страну переименуют. Этот вопрос зависит не только от решения Греции, но и от позиции других стран-членов. Македония, которая является одной из беднейших европейских стран с ворохом социально-экономических проблем, коррупцией, трениями на этнической почве между славянами и албанцами, должна соответствовать критериям членства. Не факт, что Скопье быстро откроют двери в НАТО и ЕС, даже если изменится название страны. В частности, Черногории понадобилось десять лет, чтобы вступить в НАТО. Если процесс вступления затянется на неопределенный срок, то агенты влияния Кремля будут только потирать руки. В македонском обществе будет расти разочарование прозападными политиками и поддержка популистов вроде «Единой Македонии». России это и нужно, чтобы затянуть Македонию в свою сферу влияния. Проголосует большинство македонцев за переименование страны или нет, значения не имеет.